Войти в почту

Либерал, пора переобуться: что делать с предателями Родины

Либерал и театральный режиссер Иосиф Райхельгауз, скандально известный резкими русофобскими высказываниями, съездил в военный госпиталь поддержать участников спецоперации. А его коллега Константин Богомолов написал статью, критикующую элиты, которые скорбят о жизни до СВО. Эксперты «Вечерней Москвы» размышляют, что делать с предателями Родины и гражданами-либералами, которые решили «переобуться».

Либерал, пора переобуться: что делать с предателями Родины
© Вечерняя Москва

Лицедеев стыдно воспринимать всерьез

Василий Колташов, директор Института нового общества:

— В XVIII веке французский философ Вольтер был возмущен тем, что актеров не хотят хоронить на церковном кладбище. Хотя все ходят на их спектакли. А мы оказались в другом крайнем состоянии, когда люди всерьез воспринимают высказывания актеров. Люди, проснитесь! Сценаристы еще могут сказать что-то. К ним можно относиться серьезно. Но перестаньте так же прислушиваться к актерам. Перестаньте предполагать, что они что-то думают. Сами. Своей головой.

Это нужно прекратить! Актеры и сами считают, что они общественные авторитеты. Но произносить чужой текст — это не то же самое, что быть автором этого текста. Что сейчас говорят «переобувшиеся»? «Я произносил чужой текст. Теперь я понял, что текст был плохой, и отныне произношу другой, и он — хороший!» Мы должны ответить: «Да, молодец! Играй дальше». Люди перевернулись в другую сторону? Пусть выступают.

Но при условии, что они не наделали много вредных высказываний. И тогда получить отпущение грехов. Особенно если они объяснят, почему были вынуждены произносить плохой чужой текст в первый раз. Кто и на каких условиях им это подсунул. Расскажите об этом публике! Мы же понимаем, что ты человек простой. Возможно, неглубокий и недалекий. Но главная проблема все-таки не в них, а в обществе, которое почему-то серьезно относится к мнению этих людей. Чулпан Хаматова что-то заявила? Да кто она такая, в конце концов? Что она собой представляет, кроме того, что это репродуктор чужого текста и эмоций на камеру. Там что, какие-то мысли есть замечательные? И таких, как она, очень много. Я не говорю, что их нельзя простить. Но надо понять, что это — всего-навсего артисты. И их не надо воспринимать как носителей оригинальных суждений.

И я считаю, что нашему народу, который их слушает и всерьез воспринимает, должно быть стыдно. Люди не понимают профессии лицедея. К которому предъявляются требования как к моральному авторитету, светочу истины. Но мне кажется, что процесс отрезвления пошел, потому что люди стали говорить: «Текст неправильный, поэтому мы в тебя плюем!» И это поведение здорового общества. Другое дело, когда человек имеет свою позицию, придерживается ее, отстаивает, тогда к нему и надо относиться не как к артисту, а как к индивидууму с убеждениями. Но за убеждения нужно уметь платить, если они не совпадают с убеждениями общества. Выставление счета может быть продиктовано борьбой за выживание общества.

Яйцеголовых никто не любит, но на них равняются

Дмитрий Журавлев, политолог:

— В нашей стране либеральная идеология существует давно. Действуют политические партии со своим руководством и сторонниками, а также граждане, которые относят себя к этому учению. В первую очередь есть либералы и отдельно взятый «либерал». Один из самых ярких представителей — Егор Тимурович Гайдар, который никогда не менял своих взглядов и относился к ним как к «святыне». Иногда он, как политик, из тактических соображений мог не высказывать свое мнение. У него имелся большой жизненный опыт, достаточно вспомнить его исключение из ЦК КПСС, структуры консервативной.

«Решили затыкать рты»: финский журналист Хейсканен — о вступлении страны в НАТО, русофобской пропаганде и запугивании населения

Однако есть и другой тип либералов, который не обязательно ассоциирует себя с идеологией и знаком с ней. Эти люди хотят быть в оппозиции государству, и при этом они легко меняют свои взгляды. В зависимости от политической ситуации они будут либералами или консерваторами, западниками или сторонниками великодержавия. Чаще всего — это состоятельные люди, которые пытаются сохранить и приумножить свое положение. Сложилась такая народная мудрость: «Бедный человек говорит государству — помоги, а богатый — не мешай». Потому как представители власти задают не очень удобные вопросы по типу: «А где вы деньги взяли? Что вы делали? Законно ли это?»

Чаще всего это бывают публичные личности, представители творческой интеллигенции. В отличие от известной Валерии Новодворской, которая в любую историческую эпоху говорила одно и то же, деятели культуры и искусств могут подстраиваться под повестку, настроения и закон. Постепенно в политическую культуру возвращается традиционная советская позиция по отношению к государству и власти, когда люди не проявляют открыто свою нелюбовь.

И некоторые из них — либералы по названию, а не по значению. Этот класс никогда не пользовался любовью широких масс. И это не только у нас. В США их называют яйцеголовыми, и это скорее плюс, чем минус. У них их тоже не любят. С другой стороны, поскольку это деятели культуры, то у каждого из них есть фанаты, они его любят, и им плевать на политические разногласия. Как класс их не любят, но как на представителя культуры на них равняются.

Патриотизм бывает выгодным

Тимур Батиралиев, продюсер:

— Если человек использует это в рамках своего пиара, но при этом он приносит пользу обществу, поддерживает его дух, то тогда можно это рассмотреть, как патриотизм. Но опять же в любом патриотизме есть своя выгода. С точки зрения закона баланса «я даю — я получаю». И здесь речь идет не только о материальном. Сложно предполагать, пиар это или нет. Это известно только тем, кто непосредственно этим занимается. Мы лишь можем предугадать, высказать свое мнение. В целом есть исполнители, которые «хайпанули» на этой ситуации, например SHAMAN (Ярослав Дронов. — «ВМ»).

Вообще любая ситуация дает возможности. И если человек их видит, пользуется ими, то они непосредственно приносят плоды. Именно это и произошло с SHAMAN. В моменте он появился и стал собирать стадионы и позиционировать себя как самый патриотичный исполнитель. Если он поддерживает дух общества, то его можно в принципе назвать патриотом. Это просто, как пример. Все очень спорно и субъективно. Многие звезды, которые уехали из страны, как раз попытались, скорее всего, выразить свой протест против социально-политических ситуаций, которые происходят в России. Затем вернулись. Что их сподвигло, можно только догадываться. Возможно, кому-то не понравилось находиться вне рамок своей страны, и выступления на Донбассе могут рассматриваться, как заглаживание вины и реабилитация в глазах общества.

Если говорить о Райхельгаузе, то он исповедует путь мира. Он хочет остановить боевые действия и, возможно, его поступки — знак протеста. На него было много нападок о том, что он предатель Родины, но мы можем исходить из его биографии, ведь он родился в Одессе, и ему близки как Украина, так и Россия, где он проработал долгое время.

Любую акцию, даже с искренними намерениями, которая освещается СМИ, можно назвать пиаром. За человека говорят поступки. И через некоторое время, наблюдая за динамикой карьерного роста и событиями, можно выявить, преследовал человек исключительно меркантильные интересы или же со всей душой и патриотическими убеждениями выступил на благо Родины. Нужно понимать, правильно расставлять акценты. Патриотизм через пиар или же пиар через патриотизм.

Предателей прощали, но чаще — вешали

Дмитрий Жуков, историк:

— В 1943 году правительство СССР дало установку о том, чтобы по возможности побольше переманивать предателей Родины на советскую сторону. Это происходило из-за того, что их число было относительно большим. А для борьбы на оккупированных территориях увеличение количества людей было важно. Если до этого предателей Родины беспощадно истребляли, вешали и прочее, то в 1943 году политика чуть-чуть изменилась.

Им были обещаны возможности искупить вину. В редких случаях даже сохранялись звания для высших военнослужащих и награды. Кроме того, было несколько уникальных случаев. Самый известный из них — это формирование отряда предателей под названием «Дружина» из Белоруссии. Она состояла из немецкой разведки и русских националистов. Начальником отряда стал бывший подполковник РККА Владимир Гиль, который перешел на сторону немцев. Они некоторое время воевали с партизанами, принимали участие в операциях против местного населения, но в 1943 году после операции «Партизан» перешли на советскую сторону и переименовали себя из 1-го Русского национальный отряда СС в 1-ю антифашистскую бригаду.

Командир был смертельно ранен, но ему присвоили звание полковника, невзирая на факт предательства, и еще его наградили орденом Боевого Красного Знамени. Сейчас же этот человек считается в Белоруссии героем.

Конечно, в основном политика была обратная. Если человек воевал и перешел на сторону немецкого командования, то применялась процедура «фильтрации» органами советского правосудия. Ко всем внимательно присматривались. И если было доказано, что они принимали участие в каких-либо наступлениях против человечности и мирного населения, то никаких поблажек не было. Они получали те же сроки, что и обычные изменники и предатели. Им могли дать серьезный срок или расстрелять. Если факта преступлений не было, то человек мог избежать любого наказания. Политика советского правительства после войны, к примеру при Хрущеве, была спокойнее. Например, в конце 1955 — начале 1956 года вследствие хрущевской амнистии на свободу вышли десятки тысяч заключенных, которые сидели по обвинению в сотрудничестве с немецкими оккупантами. Потом, правда, их пришлось сажать заново. Если человек «перебежал» и был, к примеру, писарем, то он мог получить до 10 лет лишения свободы, если он был офицером, то 15, но во времена Сталина не прощались люди, на чьих руках была кровь мирного населения

Необходимо оценивать степень раскаивания

Николай Бурляев, народный артист РФ, председатель культурного фронта России:

— По рекомендации фонда «Культурный фронт России» уже был преобразован экспертный совет Министерства культуры РФ по той же кинематографии, в частности. Отмечу, что из него были удалены лишние люди, в том числе блогеры и представители различных интернет-порталов, которые ничего не понимали и не понимают в кино, но они решали, кому и когда выдавать государственные гранты. Имеют ли право творческие люди, которые практически предали Россию в самый важный для нее момент, принимать активное участие в культурной жизни нашей страны? Они сделали свой выбор не в пользу России и ее культуры, поэтому, на мой взгляд, они не должны быть допущены ни в какие экспертные советы. Время либералов, разлагавших нашу культуру на протяжении 30 лет, уходит, и они не должны быть допущены до регулирования культурных процессов в РФ. Отмечу, что «Культурный фронт России» уже предложил сотни имен выдающихся деятелей кино, музыки, литературы, живописи, которые смогут стать экспертной базой для регулирования культурных процессов России.

Среди этих личностей Карен Шахназаров, Юрий Соломин, Валерий Гергиев, Андрей Кончаловский, Юрий Башмет и многие другие. У нас есть кому претворять в жизнь основы государственно-культурной политики, которые сформулированы президентом России при нашем участии. На мой взгляд, у многих знаменитостей, кто изменил свою позицию в нынешних условиях, это хитрость и желание змейкой опять ввиться в культурный процесс, чтобы продолжить свою деятельность, ведь меняться они не хотели эти 30 лет, они изменяли лишь сознание людей. В Священном Писании сказано: «Вы по делам узнаете их». Пока их дела были деструктивны, но дальше нужно серьезно и по всей стране мониторить этих людей. По степени раскаяния можно будет решать, что с ними делать дальше и можно ли им доверять.

Они уже свой вклад внесли, в том числе через шоу-бизнес. Все эти самозваные короли и королевы, которые еще пока просачиваются на телевидение, что прискорбно. Всем понятно, чем занимаются эти «люди в перьях» с их сексуализированными песнями. Я не думаю, что кто-то из них вдруг раскается и скажет, что будет служить Господу Богу и своему Отечеству. Но это возможно, если человек сердцем будет желать исправления своего предательства, культуры подлинной, это тонкий вопрос, с которым необходимо разбираться в будущем.