У трансляций Конкурса Чайковского более 6 млн просмотров: дневник 3-го дня
Ажиотаж немного спал и наступила первая усталость. Марафон между двумя залами и трансляциями потихоньку набирает обороты. Публика более вдумчивая, спокойная и расслабленная. Люди уже не торопятся с поспешными выводами, а терпеливо ждут конца первого тура. Но это точно не отменяет того, с какой радостью зрители принимают артистов.
В игру вступили духовики, которые начали свое прослушивание в Санкт-Петербурге. Там был замечен Валерий Гергиев, решивший познакомиться с конкурсантами. И в Москве, и в Санкт-Петербурге происходят небольшие рокировки в жюри, самых ожидаемых мастеров ждем во втором туре и в финале.
Во время выступления благодарный слушатель очень щедр на аплодисменты. Хотя, в особенности у пианистов, возникали неловкие моменты с аплодисментами - то ли хлопать, то ли нет. Напомним, что обычно на конкурсных и экзаменационных прослушиваниях не принято хлопать между разными произведениями, но это практически невозможно соблюдать. Как оставаться спокойным, когда музыкант увел за собой в вихрь этюдов Шопена и Рахманинова или натолкнул на серьезные размышления после Баха? Хотя в последнее время артисты склонны добавлять нотки "достоевщины" в строгую баховскую музыку. Даже самый стойкий зритель не останется равнодушным после хорошего качества, а такого, в любом случае, здесь хватает. Вот и пианист из Южной Кореи Кен Сон Пак поделился с нами сразу после исполнения: "Выступление было не таким, как я себе представлял, были ошибки. Однако русская публика приняла очень тепло, она старается аплодировать после каждого произведения, это очень поддерживает артиста. Выстраивая порядок своей программы, я намеренно поставил этюд-картину Рахманинова в самый конец для слушателя".
Многие зарубежные артисты начинают свое выступление не с Баха, а это в корне не соответствует советским и российским традициям. Ведь здесь есть свои практически незыблемые стандарты, которые молодые иностранные музыканты подвергли сомнению. Это не строгий канон, но негласная установка.
Но, может, правда стоит начинать с того произведения, с которого артисту будет удобно? Чтобы и дыхание перевести, и дать рукам отдохнуть, да и составить список сочинений гармоничный для публики.
К концу дня у трансляций более шести миллионов просмотров в 30 странах - в шесть раз больше, чем на предыдущем конкурсе в 2019 году.
Из пианистов во второй день нашими фаворитами стали Джордж Харлионо (Великобритания) - блестяще прозвучали этюды; Николай Кузнецов (Россия) - достойно прозвучали Прелюдия и фуга b-moll из "Хорошо темперированного клавира", I-том Баха; Фан Янь (Китай) - очень мягкое туше в "Размышлении" Чайковского.
Из скрипачей запомнилась, безусловно, Елена Таросян (Россия). Чувствовался серьезный подход к Баху, а ярким событием дня стала "Фантазия" на темы из оперы "Кармен" Франца Ваксмана, все образы были убедительными и харизматичными, филигранная и блистательная кода поразила всех без исключения! И снова впечатлила "Элегическая поэма" Эжена Изаи у Михаила Усова (Россия)! Абылай Нурлыбек (Казахстан) ярко представил "Подражание Альбенису" Родиона Щедрина, скрипичную изюминку XX века, которая внесла свежее дыхание в классический репертуар конкурсантов.
Из необязательных сочинений сегодня несколько раз прозвучала Соната no. 31 Людвига ван Бетховена.
А из инструментов у пианистов моим личным фаворитом остается Steinway & Sons: кто бы что ни играл - каждый уголок Большого зала заполняется полным звуком.