Няшечки, чибики, исекай, мангака, тульпа и рёдан. Что такое аниме-культура
Публикуем интервью с представителем субкультуры аниме и выясняем, как азиатская культура становится яркой частью жизни людей всех возрастов по всему миру. Оригинальное и узнаваемое с первого кадра аниме имеет поклонников во всём мире. Характерная рисовка, яркие харизматичные персонажи, захватывающие сюжеты, удивительная музыка. Аниме - это уже давно не про закрытые встречи пары-тройки фанатов. Многие называют их одним из главных подарков человечеству от азиатского искусства. Субкультура вырвалась из оков стереотипов и стала яркой частью жизни людей всех возрастов. Наша команда не исключение, кстати. О том, чем японская мультипликация цепляет и вдохновляет, мы решили узнать у поклонницы аниме. Мы спросили, в чём особенность этого вида искусства и почему не только подростки, но и взрослые готовы смотреть истории о выдуманных мирах, даже если это тысяча серий и несколько сезонов. Как и зачем люди вживаются в свой персонаж и как сохранить здоровую форму в своём увлечении. Ещё мы узнали, кто такие няшечки, Лолиты, отаку, что значат слова исекай, мангака, тульпа, чибики, рёдан и хикки. Ева Раух, 21 год. Выпускница омского музыкально-педагогического колледжа по специальности "Мультипликатор". Монтажёр телеканала "Продвижение" в Омске. - Ева, как называется человек, который любит аниме? - Отаку. В переводе с японского, это человек, который увлекается чем-либо. За пределами Японии обычно употребляется по отношению к фанатам аниме или манги. - А анимешник - это что-то обидное? - В субкультуре остался отголосок, что это что-то негативное. Этот термин звучит часто, но уже не носит явного оскорбительного характера. В шутливой форме, в своей среде и любя - вполне допустимо. Аниме во всём мире увлечено большое количество людей и достаточно давно. Но в России немного иначе. Я не эксперт в истории, поэтому буду говорить, как я это наблюдала. В нулевые годы увлечение аниме в нашей стране было не так распространено, как сейчас. Мои знакомые примерно 1995-96 годов рождения, которые в нулевых и десятых годах были подростками, смотрели аниме, но не афишировали это. Было много буллинга со стороны других субкультур, и "анимешники" считались чем-то "стрёмным". Сейчас это иначе воспринимается. Пошла большая мода на восточную культуру и аниме в частности. Анимешник - уже не звучит оскорбительно. Сейчас это в тренде и увлекает большое число людей. - И ты не исключение? - Я человек, которому просто нравится потреблять контент. Это целая область медиапространства и один из секторов восточной культуры. Я много смотрю и фильмов и сериалов. Во-первых, это особая азиатская культура, особый культурный код в общении и понимании жизни. Я люблю японское аниме. Но есть большое количество китайских. Они называются дунхуа. Я также далека от движухи, связанной с дорамами. Она во многих деталях отличается от аниме. Я пробовала смотреть, но меня это не зацепило. - Как давно началось твоё увлечение? - Три года назад. Первый аниме-сериал я посмотрела в 17 лет. В детстве, конечно, я видела культовые вещи Хаяо Миядзаки (японский режиссёр-аниматор, продюсер, сценарист, писатель и мангака - прим. ред.). Они классные, красиво сделаны, у него существует своя узнаваемая вселенная. Но тогда к аниме у меня было нейтральное отношение. А когда я пришла в колледж, оказалось, что в моём новом окружении много, кто этим увлекается. Плюс как раз в то время начал раздуваться хайп вокруг этого направления. Мне хотелось быть в теме. Одногруппники посоветовали мне "Хвост феи" (16+). Сейчас, уже имея возможность сравнить, я понимаю, что это не выдающееся произведение, и смотреть его было необязательно. Но тогда я не ориентировалась. Потом я стала смотреть более короткие и по своему выбору. Скриншот аниме "Хвост феи", 2009-2019 гг., студии A-1 Pictures Satelight, Bridge, CloverWorks - То есть к профессии мультипликатора тебя привело не это увлечение? - Нет. Это вещи не взаимосвязанные. Всё происходило импульсивно. Я не увлекалась мультипликационной индустрией, просто ходила в художественную школу и рисовала. А потом возник интерес. - Как появился твой внешний вид и стиль, который сразу определяет в тебе поклонника аниме? - Постепенно. Я всегда одевалась в классическом стиле. В школе - примерная ученица, в колледже - примерная студентка. У меня и сейчас классический стиль, просто появляются какие-то элементы, которые вызывают чёткие ассоциации с аниме. Например, мне нравятся заколки-бантики, я это беру в образ. Нравятся гольфы, я их ношу. Стараюсь комбинировать по возможности с офисным стилем или около того. Но есть действительно целые стили и люди, которые их адаптируют к своему образу жизни. Некоторые на постоянной основе носят цветные линзы или каждое утро создают из себя мультяшный образ. Я в свою жизнь не стала бы это включать. Но когда вижу таких людей, восхищаюсь, понимая, сколько труда и времени потрачено. Ещё забавно быть в теме и угадывать, чей образ воплощён. Есть стиль, который мне очень нравится. Для моей повседневной жизни это пока что слишком, но он популярен во многих странах. Он называется "Лолита". Это не отсылка к Набокову. В Японии это название целой субкультуры, основанной на стиле времён Викторианской эпохи, а также на костюмах эпохи рококо. Есть аниме-персонажи Лолиты - девочки, которая одевается в рюшечки, пышные юбки до колена, бантики, шляпки, зонтики и носит высокую обувь на каблуках или платформе. Одежда нежных или готических цветов. Ещё есть "няшки" - это девочки с огромными стрелками, чёрными линзами, длинными чёрными или белыми волосами. В Омске таких можно встретить в сквере Дзержинского. Но мне кажется, это уже перекосы. - Как считаешь, такое перевоплощение - это способ заявить миру о себе или, наоборот, защита от реального мира? - Конкретно я через образ выражаюсь. Для меня это красиво, и я так себя чувствую комфортно. Я считаю, что у меня это в рамках здорового. Некоторые мультяшным образом, действительно, защищаются. Я наблюдала такие примеры. Есть люди, которые живут в образах любимых персонажей аниме. В 2020 году в сленге даже появился новый термин - киннить. Кин - это персонаж из массовой культуры, с которым человек себя идентифицирует. Киннить - значит ассоциировать, находить сходство в характере и внешности с известным героем. Так происходит, когда всё время на что-то смотришь, в это погружён, невольно проецируешь на себя. Есть ещё термин "косплей" - перевоплощение в различные роли. Не все, но некоторые поклонники аниме им увлекаются. Я нет, но знаю, что проходят целые фестивали, на которые съезжаются из разных городов. Некоторые покупают готовые костюмы, некоторые делают сами. Есть сложные вещи, особенно если дело касается боевого или магического персонажа. Фантазийный меч, например. Его делают специально на 3D-принтере, по-особому красят. Есть что-то более любительское. На фестивалях оценивают ещё и артистизм, насколько человек может вжиться в персонажа и презентовать его. Фото с фестиваля "Дай-Фест" , 2018 год - То есть перевоплощение - это своего рода игра? - В переводе с английского costume play - костюмированная игра. Но есть и другая сторона: поскольку аниме - мультфильм, в нём можно выкрутить на максимум все черты персонажа. Кроме того, есть аниме от 400 до 1000 серий. Это такие аниме, с которыми люди растут. "Ван-пис" (16+), например. Некоторые начали смотреть этот сериал в малом возрасте и до сих пор смотрят. Ассоциируют себя с каким-нибудь персонажем. Со мной делились трушные (жарг. - настоящий, истинный, подлинный) анимешники, которые много времени посвящают просмотру аниме. По их словам, когда они досматривают какой-нибудь сериал, у них даже есть чувство фрустрации, будто потеряли какого-то близкого человека. У них есть элемент эскапизма (избегание неприятного, скучного в жизни, особенно путём чтения, размышлений о чём-то более интересном; уход от обыденной реальности в инобытие - прим. ред.) . У некоторых эскапизм происходит посредством игр, у некоторых - посредством погружения в аниме. Это сама по себе сфера широкая, но некоторым увлечённым, кроме этого, будто ничего не интересно. Я с такими людьми встречалась, они вызывают отторжение, ведут себя странно, не могут нормально социализироваться в этом мире. Что видят в мультике, то и переносят в жизнь. Есть люди, которые создают себе тульпу - воображаемого друга. Это, конечно, болезненные формы, но такое бывает. У меня есть знакомая, которая увлеклась аниме, поскольку в школе у неё не очень получалось подружиться с одноклассниками. Когда она поступила в колледж, нашлась куча друзей, и она спокойно вошла в социум. - Что привлекает тебя в аниме с профессиональной точки зрения? - Визуальная составляющая, конечно. Я понимаю, где используется более упрощённая рисовка и почему. Вставки с чибиками. Это стиль рисунка аниме-персонажей, когда взрослый персонаж рисуется крохотным ребёнком. Или кадр, где только рот шевелится, только глаз моргает. Это распространённые приёмы в аниме, которые делаются для экономии бюджета. Например, если есть боевые сцены, на которые уходит большая часть бюджета, на других приходится экономить, но это не портит восприятие картинки. - Почему в аниме у героев большие глаза? - Глаза - это зеркало души. Я думаю, когда человек с человеком общается, он смотрит в глаза в первую очередь. Это та деталь на лице, которая привлекает к себе внимание. Просто японцы её подчёркивают. Я не знаю наверняка. Если рассматривать эти большие глаза как приём или средство в создании продукта, то эмоцию выразить проще с помощью глаз и бровей. Где-то лет семь назад в аниме было модно рисовать персонажей с огромными глазами. Сейчас они всё ещё большеглазые, но глаза занимают не две трети лица. В целом, рисовка максимально приближена к анатомическому стилю. Скриншот аниме "Человек-бензопила", 2022 г., студия MAPPA - Ты интересовалась процессом создания аниме? Сколько времени уходит? Сколько людей работают? - Зависит от методики, которую используют. 3D применяется и для удорожания, и для удешевления процесса. Например, при массовой сцене или боевой. По времени - сильно зависит от бюджета. Японцы и вообще азиаты - это трудоголики в первую очередь. Если нанимают огромный штат, они всё нарисуют быстро. Есть ещё один фактор, когда вышло новое аниме, захайпилось, набрало просмотры, начинается изготовление и продажа продукции с его персонажами. Тогда продолжение нарисуют быстро в интересах студии. Если оно идёт вяло, то и продолжение долго будет выходить или вовсе не выйдет. Есть мангака - человек, который придумывает сюжет, рисует мангу. Есть ранобэ - почти как манга, только больше текста и меньше картинок. Если манга стала популярной, люди требуют зрелищ. По манге рисуют аниме. Если заходит, могут и полнометражку выпустить, и ещё сезоны сделать, и продукцию по нему создать. Да. Это бизнес. Иногда отходят от оригинального сюжета манги, рисуют, как хотелось бы видеть зрителю, например, бэд энд меняют на хэппи энд и так далее. - Аниме имеют воспитательный эффект? - Прежде всего это зависит от того, что ты смотришь. Там широкий спектр. Мой папа резко негативно относится к аниме, ему не нравится рисовка, он не видит правильных смыслов. Говорит, что там слишком сказочные вещи, а в жизни так не происходит. Если я хочу с братом аниме посмотреть, папа меня ругает. Говорит, что человек должен понимать цену труда, а не думать что поле вспахалось по волшебству. А вот мама не против. Мы можем посмотреть что-то вместе, найти какие-то глубокие смыслы. Я лично вижу в аниме много мотивационных моментов. Японцы - это люди трудолюбивые, целеустремлённые. Это отражается и в аниме. В полнометражках много доброго и хорошего, что присуще всему человечеству вне зависимости от того, в какой стране он родился, в какой культуре. Семейные ценности: у восточных народов есть почитание старших. Это есть не во всех аниме, но в большинстве произведений это читается. Но поскольку у аниме широкий спектр контента, там есть вещи и с сексуальными девиациями, и садизмом, и расчленёнка. Если родитель беспокоится, что смотрит его ребёнок, ему нужно просто в этом вопросе разобраться. Рисунки Евы - А как выбирать? - В первую очередь это возрастные маркировки. Если есть сцены насилия или сексуальные, то это 18+. Я выбирала по совету подруги. Для начала определиться по жанру: спорт, комедия, драма, романтика, боевые искусства, ужасы, научная фантастика, детективы и фэнтези. Романтика мне не очень нравится, скучно. Исекай, то есть попаданец, перемещение в другой мир. Сёнэн - это мой любимый жанр, типа боевиков. Там есть культурные моменты про ниндзя, самураев, движения, национальные костюмы, мечи, традиции, это красиво. Прослеживается развитие личностное персонажей. - Увлечение аниме повлекло за собой увлечение восточной музыкой или изучение японского языка? - Я не начала изучать японский язык. Но некоторые загораются Японией. Мечтают уехать и жить в другом культурном мире. Для меня аниме открыли точки соприкосновения с другими людьми и в интернете, и в жизни. Это не сильно повлияло на мои предпочтения в музыке. Просто стало на одну позицию больше. Могу послушать рэп на корейском, рэп на японском. Там много композиций, которые сложны в исполнении. В азиатских странах, кстати, и в Японии в частности, уважают и ценят то, что у нас считается классикой. Фото: Екатерина Шулькина-Тимко - Сама поехать в Японию захотела? - Это было бы интересно. Но о таком путешествии я думала до того, как погружалась в субкультуру. - Сама хочешь создать аниме? - Нет. Для этого нужна целая студия людей и соратники, которым тоже нравилась бы эта идея и сюжет. Либо работать в большой студии по уже существующему аниме, но по мне, можно быстро выгореть. Это как любимую музыку нельзя ставить на будильник. Я люблю рисовать аниме - это для меня как хобби. Мне не нужно прилагать много усилий, чтобы получить красивое изображение. Это не может не приносить удовольствие. Я задумывалась над тем, чтобы создать визуальную новеллу - это игра, жанр такой. Там, как правило, есть ряд концовок и в зависимости от выборов, которые ты делаешь, ты идёшь по определённому сюжету: рисуешь персонажей, можешь нарисовать им несколько анимаций для ключевых моментов и кат-сцен. А чтоб аниме создать - это слишком масштабно. Я, конечно, училась на мультипликатора, но когда я выпустилась, поняла, что вряд ли хотела бы заниматься этим. Рисовать мне нравится, но превращать это в работу я бы не хотела. Рисунки Евы - Есть список любимых аниме? - Когда была маленькая, мне дико понравилась полнометражка "Шёпот сердца" (6+). Меня она вдохновила, чтобы гореть каким-то делом. Очень понравилось "Хантер икс хантер" (16+). Он на любителя, и у него очень маленький фандом. Там главный герой жизнерадостный и добрый. А вообще мне многое понравилось. Сериал "Врата Штейна" (12+) - про учёных, но не совсем с адекватными персонажами. "Евангелион" (16+) очень нравится - и сериал, и фильмы. - Ты состоишь в сообществах анимешников? - Нет. Наверное, потому что я не подросток и мне уже не интересно, что другие люди об этом думают, мне интересно самой. Я могу сама насладиться и подумать над смыслами. Подростки больше погружаются. По себе могу сказать, когда я была подростком и увлекалась музыкой, то состояла в тематических беседах, группах, ходила на сходки, где всё это обсуждали. Наверное, с аниме у подростков так же. - Встречала столкновение субкультур? - Нет. Сейчас вообще мягче всё. Нашумевшая история с рёдановцами. Это связано с аниме "Хантер энд хантер". Меня как любителя этого аниме задело, когда начался скандал, и его назвали запрещённым. Это интерпретация и восприятие людей, которые не видели, не знают, не понимают что к чему. Сериал совсем про другое. Рёдан там - это лишь одна сюжетная арка. Это группировка персонажей злодеев-антагонистов, и в финале их победили. У них яркие образы, атрибутика, паук на спине - что и взяли рёдановцы. И то, что это как-то к субкультуре аниме приплели - для меня притянуто за уши. С таким же успехом можно было создать ЧВК "Акацуки" (в манге "Наруто" Масажи Кисимото "Акацуки" - название группировки, собравшей в себя главных антагонистов и наиболее разыскиваемых преступников), и вместо паука на спине было бы красное облачко нарисовано. Тут как стадный инстинкт - уцепились и пошло. Хорошо, что утихло быстро. В целом тенденции противостояния субкультур и давления на анимешников сейчас нет. В мире идёт глобализация, и в субкультурах сложно делать какие-то жёсткие разделения. Есть свои особенности, но я какого-то противостояния не замечала. - Что тебе интересно, кроме аниме? - Я люблю читать. И романы, и фантастику. Сейчас мне нравится Пелевин, потому что мне от его произведений весело делается. Литература помогает переживать сложные внешние события. Брэдбери мне нравится. Спортом люблю заниматься, регулярно занимаюсь йогой. Рисую много дома, для себя. Кинематограф люблю, больше времени аниме, конечно. Могу в игры компьютерные поиграть, но я не игрок. Настольными играми стала увлекаться и настольно-ролевыми - это своеобразная тусовка людей по интересам. - Как думаешь, сколько продлится твоё увлечение? - Я думаю, что это не столько к субкультуре отношение. Увлечение каким-то направлением в искусстве в какие-то периоды жизни, либо в подростковом, либо, как у меня, в молодом возрасте, когда тебе не лень какие-то проявления показывать, нормально. Я несколько месяцев ходила с розовыми волосами, голубыми. Потом стало неинтересно. Бывает пресыщение контентом. У меня есть друзья, которые много видели, но два года уже не смотрят. Есть знакомые - ровесники моих родителей. Они смотрят аниме с нулевых годов, сейчас не всё подряд. Я не думаю, что это имеет какие-то временные границы. Не думаю, что желание смотреть аниме куда-то уйдёт. Добавим, что в Омске 2 июля пройдёт DVIZH FEST 3 (12+) - гик-фестиваль любителей японской анимации, к-поп, комиксов и компьютерных игр. Мероприятие состоится в ДК "Звёздный" в Омске (ул. 22 Апреля, 20а). Организаторы обещают конкурсную программу в номинациях: одиночное и групповое дефиле, k-pop cover dance. Подробнее здесь. Ранее мы публиковали интервью с художником-мультипликатором, которая приехала в Омск из Тюмени учиться на режиссёра-аниматора. Алине Нигматуллиной всего 21 год, но она уже успела заявить о себе. В фестивалях кино она участвует и побеждает с детства, ей есть о чём рассказать миру. Подробнее читайте здесь. Главное фото сгенерировано Midjourney Фото предоставлено героиней публикации