Войти в почту

о крушении батискафа «Титан»

«Как и 100 лет назад, тех, кто хочет не просто заработать, но и прогреметь на весь мир, подвели самоуверенность и, что уж там, жадность. Глава компании OceanGate Стоктон Раш был типичным бизнесменом нашего времени, создававшим спрос из собственного предложения, эксплуатирующим то, на что его богатым клиентам не было жалко и $250 тыс. Сверхэмоции».

Чуда не произошло, но совпадения почти мистические. Батискаф «Титан» и его самоуверенный создатель, приходящийся родственником погибшей пожилой паре, прославленной Джеймсом Кэмероном в его культовом фильме, повторили судьбу лайнера-легенды. Подводный аппарат (вернее, оставшиеся от него расплющенные обломки) нашли всего в 500 м от затонувшего в 1912 году корабля. Проклятие «Титаника»? Конечно, нет.

Как и 100 лет назад, тех, кто хочет не просто заработать, но и прогреметь на весь мир, подвели самоуверенность и, что уж там, жадность. Глава компании OceanGate Стоктон Раш был типичным бизнесменом нашего времени, создававшим спрос из собственного предложения, эксплуатирующим то, на что его богатым клиентам не было жалко и $250 тыс. Сверхэмоции.

В состав экипажа «Титана» входил, к примеру, британец Хэмиш Хардинг с состоянием $1 млрд, который имел за плечами три мировых рекорда Гиннесcа по прошлым экстремальным путешествиям.

За коктейль гормонов, который генерируется в мозге в минуты острой опасности, куда входят дофамин, тестостерон, норадреналин, адреналин и серотонин, такие, как Хардинг, готовы отдать многое таким, как Раш. Это схоже с наркотической зависимостью. Просто наркотик вырабатывает твой собственный организм. И каждый следующий раз хочется чего-то сильнее.

Кто-то отправляется за $100 тыс. к Южному полюсу. Кто-то подогревает конкуренцию Джеффом Безосом, Илоном Маском и Ричардом Брэнсоном в индустрии астротуризма. У Virgin Galactic Holdings в листе ожидания уже 800 клиентов, которые заплатили от $250 тыс. до $400 тыс. за свои билеты. Такие развлечения — это не только входной билет в эксклюзивный клуб самых обеспеченных, но и одно из его неписаных правил.

Эфемерная эпоха загорающихся и гаснущих стартапов всё перевернула с ног на голову. Там, где ещё вчера что-то значило слово моральных авторитетов и профессионалов, теперь всё решают выигрышные селфи и миллионы лайков с репостами. Не смотри наверх. Не смотри под ноги. Получай удовольствие и не мешай получать его другим. Едва ли случайно так грустно перед последним погружением выглядел самый опытный из них — Поль Анри Наржоле, опытнейший мистер Титаник, совершивший к затонувшему кораблю 37 погружений. А тут в последнем интервью вдруг рассуждения о смерти. Мол, их хватит на четыре-пять дней, если выдержат холод.

Теперь понятно, что у них не было и пяти секунд. Взрыв моментальный. Смерть мгновенная. Никаких останков почти наверняка нет. Тем более тел. В попытке сохранить деловую репутацию руководство OceanGate молчит ещё восемь часов, но ясно, что роли эти часы никакой не играют. А вот поведение ВМС США, конечно, требует особой оценки. Флотские, похоже, повели себя предельно цинично.

WSJ пишет, что широкополосный звук, похожий на взрыв, в 435 морских милях к югу от Ньюфаундленда уловили гидроакустические буи системы раннего обнаружения наших (то есть советских, а теперь российских) подлодок, которая была развёрнута ещё в 1950-х. Молчали же якобы из двух соображений: чтобы не раскрывать секреты, ну и чтобы не мешать развёртыванию спасательной операции. Второе особенно смешно. Ведь ВМС и ВВС США в ней участвовали. Похоже, просто не хотели лишиться внезапно появившейся возможности устроить внеплановые многомиллионные учения. Холодную войну 2.0 никто не отменял.

У тех, кто зарабатывает деньги и не знает, на что их потратить, — своя программа, у тех, кто всегда знает, как их освоить, — своя. Что во времена «Титаника», что во времена «Титана».

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.