Преподнести диковинку: дневник 5-го дня конкурса Чайковского

Оправдались ли ваши ожидания? Смогли ли вы с одного выступления сказать, сможет ли артист пройти дальше. Определились ли ваши фавориты? Решения первого тура лично для нас стали более менее ожидаемыми, практически никаких сюрпризов не возникло. Кроме высокого технического мастерства и художественного замысла важными решаемыми для жюри моментами стали уверенность участников, их вовлеченность в свое дело и бережное отношение к искусству.

Преподнести диковинку: дневник 5-го дня конкурса Чайковского
© Российская Газета

Самым интересным является то, как во II туре меняются мнения слушателей - от счастливого убеждения в точности своего выбора любимчиков до полного разочарования в них во втором туре.

Программа во втором туре более свободная. Обязательным условием являются лишь имена композиторов, а сочинение можно выбрать почти любое. У пианистов должны быть произведения русских композиторов, при этом список авторов очень широкий - от Балакирева до Щедрина.

У скрипачей чуть построже, есть конкретизированное описание каждого сочинения - соната, виртуозная пьеса, на выбор сочинение из Крейслера, Чайковского или Рахманинова и произведение на выбор исполнителя. Подобные требования у виолончелистов - соната, виртуозная пьеса и сочинения на выбор. Несмотря на рамки, часовое выступление - это огромное поле для размышления, где смогут развернуться даже самые капризные исполнители. Поэтому почти никаких повторений в программе не было - каждое выступление стало уникальным. Единственная и, пожалуй, самая сложная задача участника - выбрать из всего музыкального многообразия выигрышные для себя сочинения, распределить их грамотно по порядку и удачно выступить.

По программе можно определить стиль исполнителя, предпочтения, художественный вкус, преимущества, сильные и слабые стороны (последнее меньше, конечно). Одни музыканты больше сильны в незыблемом золотом стандарте, а кто-то любит искать диковинное украшение. Оба пути нелегки - в первом случае музыкант сталкивается с высоким требованием к исполнению и опасностью сверхъяркой интерпретации из-за того, что сочинение у всех "на слуху".

Во втором случае, диковинку надо достойно преподнести, да так, чтобы и свои преимущества показать. Сегодня такими открытиями стали сочинения Альберто Хинастера, Федерико Момпоу, Евгения Светланова, Карла Вайна и обработка Алексиса Вайнберга.

У струнников обязательное произведение второго тура - соната. Здесь как нигде на первый план выходит скорее не сам солист, а его ансамблевое мастерство в тандеме с концертмейстером. Низкий поклон пианистам, которые дают возможность всем пяти специальностям (кроме пианистов, конечно) выступать на двух турах, в учебной и концертной практике в целом (большая часть сочинений исполняется с концертмейстером). Но если, допустим, в виртуозных пьесах роль аккомпаниатора поддерживать солиста, то в сонате пианист - герой наравне с ним. Это музыкальный диалог, творческое состязание, где можно оценить умение обоих слушать и помогать друг другу - навык, столь важный не только для музыки, но и в окружающей жизни.

В конце дня пришли вести из Санкт-Петербурга, где подвели итоги первого тура у вокалистов. В этом году вместо заявленных 60 участвовали 65 вокалистов. Из них во второй прошли 25 артистов.

Фавориты дня: из пианистов выделим Мао Сюаньи (Китай), Илью Папояна (Россия), Сергея Давидченко (Россия), Алессандро Виллалва (Италия). Из скрипачей - Даниила Когана (Россия), Александра Папушева (Россия), Ли Хао (Китай), Михаила Усова (Россия).

С каждым днем выбирать фаворитов становится тяжелее, уровень артистов невероятно высокий, но оттого и интереснее.