Павел Басинский - о том, что объединяет Максима Горького и Александра Бенуа

К 125-летию создания художественного объединения "Мир искусства" известный общественный деятель и страстный коллекционер, ранее руководитель Роспечати Михаил Сеславинский выпустил в издательстве "Бослен" роскошный альбом "Книжный мир Александра Бенуа. Этюды исследователя и коллекционера".

Павел Басинский - о том, что объединяет Максима Горького и Александра Бенуа
© Российская Газета

Трехсотстраничное издание, выполненное на мелованной бумаге с прекрасными иллюстрациями и подробными комментариями к ним, не сомневаюсь, станет находкой для поклонников Серебряного века, одной из ключевых фигур которого и был Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) - выдающийся художник, искусствовед, музейный деятель (все любители живописи знают о Корпусе Бенуа в Русском музее Санкт-Петербурга), создатель эскизов театральных костюмов, книжный график, мемуарист.

Он родился в Петербурге в один год с Владимиром Ульяновым (Лениным), а скончался в Париже, в эмиграции, едва не дожив до 90-летия. Огромная жизнь, наполненная эпохальными событиями. Он вместе с Сергеем Дягилевым стал идейным вдохновителем художественного направления "Мир искусства", без которого нельзя представить Серебряный век. В это объединение входили такие художники, как Бакст, Лансере, Васнецов, Нестеров, Билибин, Сомов, Серов, Остроумова и другие. Это был такой же невероятный взрыв в живописи и графике начала ХХ века, какой происходил в поэзии, когда на авансцену вышло сразу более десятка великих поэтов: Блок, Есенин, Маяковский, Ахматова, Цветаева, Гумилев, Мандельштам, Клюев, Бальмонт, Белый...

История издания этого альбома была непростой. В 2020 году готовилось празднование 150-летия А.Н. Бенуа. Но грянул ковид, и все было отменено. Нынешнее издание, приуроченное к 125-летию "Мира искусства", - это дань памяти тому, кто его создал и был его бессменным руководителем.

Издание предваряется шуточным стихотворным посвящением, написанным Михаилом Сеславинским. "Александр Бенуа - Мастер кисти и пера, Иллюстрации маэстро, Скрипка книжного оркестра. Мэтр, примите сей альбом Из далеких Вам времен, Из эпохи Интернета, И смартфона, и планшета".

"Конечно, - пишет в предисловии автор-составитель альбома, - будем честны и сразу оговоримся: книжная графика не была магистральным направлением творчества художника. Главной его стихией был театр, пробуждавший яркие эмоции и эйфорию, особенно при подготовке спектаклей в Париже во время знаменитых "дягилевских сезонов. Вот что Бенуа пишет в своем дневнике 21 мая 1909 года:

"… я только безумно жалею, что жизнь отвлекла меня черт знает в какую сторону, сделал меня и архивной крысой, и газетным писакой, и коллекционером, когда я бы свои силы должен класть на дело, которое меня пленит. У меня какой-то культ рампы, подмостков, кулис - всей кухни, всей секретной стороны закулисья. Я люблю театр как зрелище, но еще более люблю театр как действие".

Но маэстро явно скромничал. Книжные иллюстрации Бенуа не только навсегда остались в истории искусства книжной графики, но и до сих украшают современные издания русской классики. Например, "Медный всадник" и "Пиковая дама" А.С. Пушкина. А его "Азбука в картинах" служила детским букварем на протяжении нескольких поколений. Свидетельством тому представленный на презентации альбома на прошлой неделе в музее А.С. Пушкина на Пречистенке экземпляр "Азбуки" Бенуа, где первые заметки на полях и между строк сделаны детской рукой явно до революции, другие - во время Гражданской войны, а последняя дарственная надпись сделана дедушкой для своей внучки в 1977 году.

Во время презентации Михаил Сеславинский прочитал собравшимся своеобразную лекцию о жизни и творчестве Александра Бенуа - короткую, но емкую. Кстати, лектор он отличный. В ней было не много искусствоведения, но масса живых подробностей из биографии Бенуа. Например, как совсем юношей он вступил на стезю коллекционера в Париже, покупая сначала дешевые эстампы, а по мере роста своего благосостояния - редкие и дорогие вещи.

Но Бенуа был не только художником и коллекционером. Он был крупным просветителем, который заботился о народном образовании, и "Азбука" - не единственный тому пример. "Кроме теории книжной графики, - пишет в предисловии Михаил Сеславинский, - Бенуа активно занимался и практической работой. Хорошо известно, скажем, его сотрудничество с А.М. Горьким в редакции издательства "Всемирная литература", в комиссиях Наркомпросса, когда в самые трудные годы Гражданской войны и разрухи издавались произведения русских и зарубежных классиков с иллюстрациями ведущих художников эпохи Серебряного века".

В мемуарах Александра Бенуа описан эпизод, как во время Февральской революции Бенуа и Горький вместе отправились в Зимний дворец, чтобы буквально спасать от возможного разорения возбужденной толпой его богатства и интерьеры. Это был трогательный поступок, который неожиданно объединил "пролетарского писателя" и одного из самых рафинированных деятелей искусства той эпохи.

"Бенуа - фантастическая фигура, русский Леонардо да Винчи в области искусства", - заявил на презентации альбома в Музее А.С. Пушкина Михаил Сеславинский. И еще он сказал, что мы недооцениваем наш Серебряный век в сравнении с Золотым. Это действительно так. Все эти оценки эпох по драгоценным металлам весьма условны. Безусловно Серебряный век был подготовлен Золотым, и без "Медного всадника" Пушкина не было бы иллюстраций к нему Бенуа. Но и такой концентрации гениев на пространстве всего двух десятилетий не было в XIX веке.