Премьеры в Мариинском: балет «Чудесный мандарин» и опера «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока (27 и 29 июня 2023)

27 и 29 июня 2023 на XXXI Международном музыкальном фестивале «Звезды белых ночей» в Мариинском театре состоятся две премьеры. Одноактные сценические опусы Белы Бартока – балет «Чудесный мандарин» и опера «Замок герцога Синяя Борода» – будут представлены на Исторической сцене в один вечер. Режиссер-постановщик и хореограф – Юрий Посохов. Бела Барток известен прежде всего как автор симфонических и фортепианных сочинений. Его отношения с музыкальным театром не сложились по объективным причинам: в Венгрии не было собственной сильной театральной традиции, не было композиторов, способных создать национальную оперу, как Сметана и Яначек в Чехии. Когда Барток вступил в пору зрелости, в венгерском оперном театре, помимо классики, шли либо национальные героико-романтические оперы, основанные на исторических сюжетах и собранные по устаревшим лекалам, либо оперы подражателей Вагнера. Барток, так же как и его соратник Золтан Кодай, мечтал о новом оперном стиле, но в дорогостоящем и неповоротливом институте музыкального театра ему не удалось найти поддержку. Все сценические произведения Бартока – опера «Замок герцога Синяя Борода» и два балета («Деревянный принц» и «Чудесный мандарин») – написаны в 1910-е годы и представляют собой одноактные партитуры. Все они основаны на мрачных фантастических сюжетах, а с точки зрения музыкального языка соединяют фольклор, импрессионизм, символизм в духе «Пеллеаса и Мелизанды» Дебюсси и экспрессионизм музыкальных драм Рихарда Штрауса. Все театральные партитуры Бартока современны по структуре: в них можно найти разделение на номера, но в целом они представляют собой большие симфонические сочинения со сквозным развитием. Опера «Замок герцога Синяя Борода» была написана в 1911, но премьера состоялась лишь в 1918 в Венгерском государственном оперном театре в Будапеште. Российская публика познакомилась с сочинением в 1978 в Большом театре, где опера прозвучала на русском языке. Оригинальную версию на венгерском языке представили в Мариинском – в 2010 состоялась премьера совместной постановки с Английской национальной оперой в версии режиссера Дэниела Креймера. В прошлом году сценическую версию в новой редакции представил Пермский театр оперы и балета (дирижер-постановщик – Федор Леднёв; режиссер-постановщик, сценограф – Евгения Сафонова), спектакль был отмечен в рейтинге «МО» 2022. Французская сказка о Синей Бороде – один из самых знаменитых сюжетов мировой литературы. В 1901 его переосмыслил Морис Метерлинк, написав пьесу «Ариана и Синяя Борода», на основе которой венгерский писатель Бела Балаж создал оперное либретто. В его версии жены герцога символизируют периоды жизни Синей Бороды: утро, день, вечер и ночь. Последняя – главная героиня Юдит – предстает настойчивой и даже капризной дамой, требуя от супруга открыть все семь дверей, скрывающих страшные тайны. Семь дверей – семь выразительных симфонических картин, погружающих слушателя в мрачную и напряженную атмосферу. На премьерных показах 27 и 29 июня 2023 партию Герцога Синяя Борода исполнит Михаил Петренко. Либретто балета «Чудесный мандарин» написал молодой венгерский драматург Мельхиор Лендьела в дни Первой мировой войны. Существует легенда, что оно было заказано Сергеем Дягилевым во время гастролей его балетной труппы в Будапеште в 1912, однако осталось невостребованным. Сюжет вполне в духе эпохи модерна, с ее интересом к зловещему эротизму, восточной экзотике и фантастическим образам. В городских трущобах уличная девушка танцует в окне, заманивая мужчин, которых потом грабят трое бандитов. Первая жертва – старый повеса, вторая – застенчивый юноша, третья – китайский мандарин (богатый китайский чиновник). Охваченный нечеловеческой страстью, он становится нечувствителен ко всему остальному: его душат подушкой, ударяют ножом, вешают, но он остается жив. Лишь после того, как девушка отдается ему, мандарин, истекая кровью, умирает. Барток счел либретто восхитительным. Клавир был сочинен в короткий срок с октября 1918 по май 1919, оркестровку Барток завершил только в 1923-24-х годах, получив предварительное согласие от дирекции Будапештской оперы. Но театр не решился ставить «Чудесного Мандарина», сославшись на «безнравственность сюжета» и крайнюю новизну музыкального языка. Премьера состоялась в Кельнском оперном театре в 1926 и закончилась почти таким же скандалом, как премьера другого модернистского балета – «Весны священной» в 1913. Публика кричала, свистела, хохотала, пресса обрушилась на автора с критикой, спектакль сняли с репертуара, а дирижера Енё Сенкара вызвал к себе бургомистр города и отчитал за постановку. При жизни Бартока «Чудесный Мандарин» был поставлен еще лишь единожды, в фашистской Италии в 1942, в Милане. Автор музыки, эмигрировавший в США, на премьере не присутствовал. В 1961 прошла российская премьера – в Большом театре балет был показан в постановке Леонида Лавровского под названием «Ночной город». Хореографом предстоящей премьеры в Мариинском выступил Юрий Посохов. 27 июня 2023 главные партии исполнят Диана Вишнёва и Кимин Ким. «МО» Геометр музыки: Владимир Тарнопольский к юбилею Белы Бартока «МО» 24.03.2021 Премьера новой версии оперы «Замок герцога Синяя Борода» в Перми «МО» № 10 (503) 2022 «Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Запись Премьеры в Мариинском: балет «Чудесный мандарин» и опера «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока (27 и 29 июня 2023) впервые появилась Музыкальное обозрение.