"С великими растешь, просто слушая их": на Московском джазовом фестивале выступил контрабасист Эдди Гомес
Отзвучал второй Московский джазовый фестиваль, самый масштабный в России. На нем выступили 1000 солистов, оркестров и групп. Джаз пели и играли актеры, музыканты других жанров: так свои джазовые программы показали Полина Гагарина, Мот, Аня Чиповская, оперный бас Ильдар Абдразаков, Валерий Сюткин, "Терем-квартет"...
Но одним из главных гостей фестиваля стал знаменитый американский контрабасист, композитор, аранжировщик Эдди Гомес, сыгравший за свою 60-летнюю карьеру, наверное, со всеми легендами американского джаза и сам сегодня ставший легендой. Гомес приехал в Россию вопреки всем ограничениям, чтобы сыграть в составе квартета "Blues for 4" со старинными друзьями - саксофонистом Игорем Бутманом и пианистом Андреем Кондаковым в сопровождении барабанщика Эдуарда Зизака. После концерта в саду Эрмитаж "РГ" встретилась с классиком.
У нас больше общего, чем различий. Разговоры о различиях разгораются, когда начинаются политические трения
Мистер Гомес, что вы думали, направляясь в Москву?
Эдди Гомес: Я люблю Россию. Когда я собирался сюда, то от своих друзей в Нью-Йорке разного наслушался об СВО и прочем и расстроился, понимая, что они больше ничего не видят в вашей стране. Я тут нейтрален, хотя, конечно же, понимаю, что в каждом конфликте есть правые и неправые, но никаких выводов не делаю и вообще уверен, что художники должны творить и делиться творчеством, а не высказываться по политическим вопросам.
С квартетом "Blues for 4" вы знакомы уже лет 30.
Эдди Гомес: С Игорем Бутманом я познакомился в Нью-Йорке в 1992 году. В 1993-м мы играли вместе на джазовом фестивале "Нью-Йорк-Рио-Москва", а потом по инициативе пианиста Андрея Кондакова собрали квартет, который в 90-х и 2000-х давал концерты в России и США, выпускал альбомы. А сейчас Бутман позвал меня на фестиваль. Я приехал, и пары репетиций оказалось достаточно, чтобы мы с Игорем и Андреем вспомнили былое. Они и барабанщик Эдуард Зизак - блестящие талантливые профессионалы. А когда хороши и музыка, и музыканты - то чистая радость гарантирована. Сейчас как раз тот самый случай.
Вы выходили на одну сцену с Майлзом Дэвисом, Джоном Колтрейном, Бенни Гудменом... Чему вы у них учились?
Эдди Гомес: С великими растешь, просто слушая их, а уж если играть рядом с ними... Я 11 лет играл в группе Билла Эванса, уникального импровизатора и аранжировщика, способного на ходу превращать джазовый стандарт чуть ли не в классическую сонату. И ещё молодым играть с великими очень... комфортно, что ли. Потому, что музыка тут на первом месте.
Я заметил, что, играя, вы как будто шевелите губами, что-то нашептывая...
Эдди Гомес: Да, но я ничего не говорю при этом (смеется). Просто из моего сердца идет что-то вроде пения, внутри меня все как бы танцует! Можно сказать, что я в этот момент себя не очень контролирую. С детства люблю музыку, которая заставляет подпевать и пританцовывать.
Есть ли, на ваш взгляд, что-то общее между российским и американским джазом?
Эдди Гомес: Конечно, различия есть, но - естественные, природные, как различия в языке. Российские музыканты ничем не отличаются от других: хорошие хороши, слабые - слабы и в Европе, и в Америке. Да, американская, английская, немецкая музыка не похожи друг на друга, но разговоры о различиях разгораются, когда начинаются политические трения. На сцене они незаметны.
Когда играешь с Игорем Бутманом и другими блестящими музыкантами, чистая радость гарантирована
Что вы делали в столице в свободное время?
Эдди Гомес: Читал, смотрел телевидение и кино. Мне всегда очень нравилось в Москве, это чудесный город, он какой-то особенный - по энергетике, движению и очень романтичный, как все великие города. А уж если увидеть ночную Москву...
Что расскажете друзьям, когда вернетесь домой?
Эдди Гомес: Многие едут сюда с опаской, мол, мало ли что в этой стране со мной может случиться, ведь идет СВО, а я тут из Америки - но я знал, к кому я еду и что здесь будет спокойно. Америка сама часто участвует в политических противостояниях. Моя позиция с началом СВО ничуть не изменилась, и я рад, что приехал в Москву и сыграл. Здесь очень комфортно, интересно, и я буду рассказывать об этом дома.