Режиссер Данил Чащин о своем дебюте в кино: «Было сложно все»
Почему вы решили снять «Райцентр»? Что вас вдохновило на создание детектива? — Мне понравился сценарий, крутая история с интересными характерами и детективным сюжетом. Он напомнил мне мои любимые сериалы, такие как «Фарго» или фильмы Мартина Макдонаха, например, «Залечь на дно в Брюгге». Такая смесь криминального сюжета и крутого юмора. С кем на съемочной площадке было приятнее работать? Были ли конфликты, забавные ситуации? — На съемочной площадке царила очень дружеская атмосфера, поэтому было комфортно работать со всеми. Когда мы снова все собрались на премьере, действительно создавалось ощущение встречи старых друзей, одноклассников на выпускном. Во время съемок было много забавных случаев, но один запомнился особенно. Как-то наш художник по костюмам ехала со съемочной площадки и в багажник такси положила вещи со съемок, которые были все в крови. Ее остановил инспектор ГИБДД, попросил открыть багажник и обнаружил там окровавленные вещи. Она долго пыталась объяснить, что она работает в кино и это реквизит, при этом у нее не было с собой удостоверения, пришлось показывать фотографии со съемок. В итоге ей как-то поверили и отпустили. Слава богу, она не взяла с собой форму Василия, которого сыграл Иван Добронравов, форма полицейского в крови наверняка вызвала бы еще больше вопросов. А еще в период съемок у нас образовалась новая ячейка общества: художник по гриму и светооператор познакомились на съемках, а затем стали мужем и женой. Как вы начали свою карьеру в кино? Что побудило вас стать режиссером? — «Райцентр» стал для меня дебютом в кино. До этого я занимался театральной режиссурой, делал спектакли. В театральный вуз я поступил абсолютно случайно, имея почти все тройки в аттестате, я понимал, что меня никуда не возьмут. А тут выяснилось, что в Тюменскую государственную академию культуры нужны мальчики. Я хорошо прошел тур «импровизация» и как-то случайно попал в десятку лучших. А дальше, когда я уже поступил в Академию культуры, как говорил Станиславский: «Театр – это водоворот, кто в него попадает, того засасывает». Вот так и меня засосало, мне начало нравиться заниматься режиссурой. После того как я сделал уже около 35 спектаклей, мне предложили снять кино, и я от этого предложения не смог отказаться, потому что это был новый вызов, новый челлендж. Я с радостью согласился на эту авантюру. Какие фильмы и режиссеры оказали наибольшее влияние на вашу работу? — Так получилось, что все мои любимые режиссеры с фамилией Андерсон: Пол Томас Андерсон, Рой Андерсон, Уэс Андерсон. Они все очень разные, но их фильмы – одни из моих самых любимых. Будь то «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» Роя Андерсона, или «Королевство полной луны» и Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона, или «Магнолия» Пола Томаса Андерсона. Как вы создаете концепцию своих фильмов? Что вдохновляет вас при работе над сценарием? — Работая над «Райцентром», у нас с командой проекта, сорежиссером Эдуардом Мошковичем, автором сценария и шоураннером Ириной Пивоваровой и креативными продюсерами Максимом Полинским, Николаем Булыгиным был брейншторм: мы очень долго обсуждали, раскручивали эту историю, каждый что-то предлагал, и мы совместно приходили к каким-то решениям, которые нам всем нравились. Лично у меня обычно происходит такой «щелчок», реакция организма. В эти моменты появляется какое-то возбуждение, вдохновение, и ты понимаешь, что нашел что-то интересное. Когда возникает это чувство, когда мне хочется этим поделиться с другими, это знак, что это сценарий, который я готов брать. В чем сложности процесса съемок для вас? Как вы преодолеваете трудности в работе над проектами? — Поскольку это был мой дебют в кино, было сложно все: адаптироваться, понять, как это все происходит, что кино снимается непоследовательно, и ты можешь снимать в первый съемочный день самую последнюю сцену, как это все организовать, как общаться с командой и распределить обязанности, к кому обратиться по тому или иному вопросу. Но, как мне показалось, я довольно быстро вник в эту историю и адаптировался. Мы с Эдуардом Мошковичем умело распределили, кто за что отвечает, и каждый просто занимался своими процессами. Моей зоной ответственности была работа с артистом, кастинг и общий креатив, как ту или иную сцену можно продумать. Каково ваше мнение о будущем кинематографа? Какие изменения вы ожидаете в индустрии кино в ближайшие годы? — Сейчас все меняется очень стремительно, поэтому сложно строить какие-то прогнозы. Я надеюсь, что все будет хорошо, что появится большое количество профессионалов в киноиндустрии. Все процессы, которые сейчас происходят, не проходят бесследно. Наше непростое время должно как-то осмысливаться искусством. Кино как одно из важнейших искусств явно должно это время отрефлексировать и дать людям новые смыслы и надежду. Чего, на ваш взгляд, не хватает российской киноиндустрии, чтобы стать лучше? — В первую очередь, большего количества профессионалов. Проектов сейчас много, а людей не хватает, действительно хороших профессионалов еще меньше. Для этого нужно развивать образование в сфере киноиндустрии, обучающие программы, школы, чтобы увеличить количество вовлеченных людей. Кино часто снимается в скромных условиях, а в них сложно создавать шедевры. Поэтому, конечно же, хочется больших бюджетов и больше времени на подготовку, съемки, пробы, эксперименты, возможности делать разные варианты. К сожалению, таких возможностей часто нет. Какие проекты сейчас находятся под вашим руководством? Что зрители могут ожидать от вас в ближайшем будущем? — В ближайшее время я начинаю подготовку проекта совместно с кинокомпанией «Среда» для онлайн-кинотеатра ОККО. Это пока единственная информация, которую я могу сказать. Но я продолжаю свою театральную деятельность. В сентябре в Театре Наций можно будет увидеть премьеру моего спектакля «Последнее лето» с прекрасным звездным составом: Юлия Пересильд, Дмитрий Чеботарев, Елена Николаева, Вениамин Смехов, Мила Ершова, Иван Добронравов и многие другие. Так что ждем вас на этой премьере! В планах также проект с Тимуром Родригезом, мы с ним будем делать «Денискины рассказы» по произведениям Виктора Драгунского. Фото: пресс-служба Иви