В Дни культуры Новосибирской области в Северной столице состоялись гастроли академического хора
Выступление Государственного академического Сибирского русского народного хора ГАУК "Сибирь-Концерт" стало ключевым событием Дней культуры Новосибирской области в Санкт-Петербурге, которые недавно прошли в рамках историко-культурного проекта "900 дней братства. Ленинград - Новосибирск". Концертная программа, представленная творческим коллективом, в симбиозе с насыщенной историей Академической капеллы и особой энергетикой площадки раскрылась новыми гранями русского традиционного искусства.
- Ваша публика отзывается так, что хочется работать бесконечно, - говорят артисты Сибирского хора, побывавшие в гостях в редакции "Российской газеты". Директор ГАУК "Сибирь-Концерт" и артисты творческого коллектива, который в 2024 году отметит свое 80-летие, рассказали о его истории и о том, что связывает сибиряков и петербуржцев сквозь годы и расстояния.
Родом из войны
Сибирский русский народный хор ведет свою историю из суровых военных лет, от Сибирского ансамбля песни и пляски, созданного за год до Великой Победы, 19 апреля 1944 года. По-настоящему символичным для творческого коллектива стало и то, что первые официальные выступления состоялись 9 мая 1945 года. А до этого времени малым составом - бригадами выступали в госпиталях, клубах, красных уголках и в специальных учреждениях. Зачастую в качестве импровизированной сцены использовался кузов полуторки.
Совместный проект наших городов "900 дней братства" существует уже много лет как дань памяти трагическим и героическим дням, когда сибиряки пришли на помощь ленинградцам, вырвавшимся из кольца вражеской блокады, и посвящение тому влиянию, которое оказали эвакуированные жители на научное, образовательное и культурное развитие Новосибирска.
Одним из истоков проекта стала история, произошедшая в годы войны и навсегда связавшая узами братства Новосибирск и город на Неве. Из осажденного города вывозили не только заводы, музеи, театры, филармонию, образовательные организации, культурные и исторические ценности, но и, что самое важное, Новосибирск и Новосибирская область принимали эвакуированных жителей Ленинграда, в том числе и детей (22 детских дома). Эвакуация проходила зимой. А, как известно, зимы в Сибири суровые. При перегрузке из вагонов возникла серьезная угроза здоровью одетых не по сезону маленьких ленинградцев. Это была проблема. Военный Новосибирск нашел решение - бросить клич по области о сборе валенок. Они были собраны и огромными во-
зами доставлялись на четвертый перегон перед главной станцией. Валенки были слишком большого размера, поэтому малыши могли просунуть в голенище не только ноги, но еще и ручки, чтобы согреться. Уже "экипированными" их встречали на Главном вокзале, перекладывали в сани и полуторки, выстланные для большего тепла лапником сибирского кедра, укрывали тулупами и доставляли к месту проживания. Все это помогло спасти жизнь и здоровье ленинградских детей, навсегда сохранивших память о большом сердце сибиряков.
В память об этих событиях новосибирский мастер Павел Марков изготовил скульптуру "900 дней братства. Ленинград - Новосибирск" в виде пары валенок, сверху которых расположены еловые ветви и гнездо с птенцами. Именно она в рамках Дней культуры Новосибирской области в Санкт-Петербурге была передана в Музей обороны и блокады Ленинграда. Кроме того, представители сибирской делегации высадили на Новосибирской улице в Петербурге молодые кедры.
Работа новосибирского мастера Павла Маркова теперь хранится в Музее блокады. Фото: Архив ГАУК «Сибирь-Концерт»
"Мы горды тем, что убедительны"
Сегодня в репертуаре Сибирского хора более пятнадцати концертно-драматургических программ: "Сибирская вольница", "Васильковая лира души", "Сонет российского звучания", "Россия, Родина и - и Сибирь.", "А может, не было войны...", "Ямщицкий сказ", "Весенняя свирель", "Своя судьба - своя история...", "Напоенный серд-
цем взгляд", "Эхо ушедшей эпохи", "Сибирь - жемчужина России", "Братство - закон сибирский". Специальный новогодний проект для детей и взрослых - "Русское шоу", которое представляет народные традиции в актуальном формате на основе русского национального художественного материала с использованием современных сценических инновационных технологий.
Продвижение русского традиционного искусства, сохранение его значимости на крупнейших российских и международных площадках требуют не только уникального исходного материала и мастерства артистов, но и комплексного подхода к позиционированию этого жанра на одном уровне с "классикой". Именно в этой нише работает ГАУК "Сибирь-Концерт".
- Наша концертная площадка - знаковое прокатно-гастрольное пространство. Концепция четко определена - под брендом русской культуры трансляция высокохудожественных образцов межнационального традиционного профессионального искусства народов России и мирового творческого сообщества, - рассказала директор ГАУК "Сибирь-Концерт", заслуженный работник культуры РФ Екатерина Ковалева. - Успех коллектива Сибирского хора связан с тем, что мы смогли адаптировать аутентичный материал к восприятию современным зрителем. Это особый исполнительский стиль, в основе которого неподражаемый энергетический посыл, олицетворяющий мощь и силу сибирского характера. Мы горды тем, что убедительны в декларации его лучших черт: стойкость, чувственность, вызов и необыкновенная личностная самодостаточность.
Для искушенных и избирательных
О петербургских гастролях Сибирского хора нужно рассказать отдельно. В последние годы они проходят в плодотворном сотрудничестве с Государственной академической капеллой Санкт-Петербурга. Екатерина Ковалева подчеркивает, что петербургская публика с давних пор особенно важна для Сибирского хора - в силу своего природного вкуса к высокому искусству во всех его проявлениях. "Нас здесь полюбили так, что петербургские зрители просят специально привезти конкретные концертные программы, - поделилась она. - Петербург выдвигает особые требования к уровню исполнительского мастерства. Публика тут искушена и избирательна, этот факт нас также объединяет".
Программы, с которыми творческий коллектив выходит к зрителю, являются результатом большой командной работы, рассказала солистка, главный хормейстер Оксана Горшкова. Сначала возникает идея, затем "в черновике" под нее подбирается множество музыки, песен, хореографического материала, часть которых включается в программу и занимает свое место в ней, только если соответствуют общему режиссерскому замыслу. Свои предложения и замечания вносят хормейстеры и балетмейстеры, руководители оркестра, солисты хора. "Идея программы может вынашиваться не один год, - отметила Горшкова. - Прежде всего отрабатывается режиссерская концепция, затем пишутся музыка, аранжировки, обработки, ставятся хореографические постановки. Но самое главное - эмоционально донести, сохранив при этом особую энергетику ментальности сибиряка".
Творческому коллективу Сибирского хора есть чем порадовать взыскательного петербургского зрителя. Одна из его особенных черт заключается в том, что хоровая, балетная и оркестровая группы не замкнуты только на одном своем жанре. Они универсальны - хоровые артисты могут исполнять хореографическую постановку и играть на народных инструментах, балетная труппа - включиться в совместный массовый вокальный номер. И классический постулат коллектива - триединство песни, музыки и танца - служит главной цели: раскрытию особых смыслов национального культурного наследия.
Справка "РГ"
В составе Сибирского русского народного хора 115 человек - артисты хора, балета, оркестра и творческие руководители. В репертуаре хора более 500 песенных произведений, балета - более 200 хореографических постановок. Более 50 оригинальных оркестровых обработок и более 200 произведений для аккомпанемента составляют репертуар оркестровой труппы. Кроме того, в репертуаре 55 вокально-хореографических постановок с одновременным участием хора, балета и оркестра.