В джазе только наши

В этот вечер эмоциональный градус на сцене и в зале Московского дома музыки поднялся необыкновенно высоко. С драйвовым накалом звучала джазовая музыка наших композиторов в исполнении наших джазовых музыкантов. Особый нерв исходил от дирижера Петра Востокова, который заряжал электричеством всех присутствующих. Это было достойным выражением дани глубокого уважения ко всем тем, кто внес свою неоценимую лепту в наш отечественный джаз - это А. Варламов, А. Цфасман, Д. Шостакович, Л. Половинкин, В. Людвиковский, Н. Капустин. Концертные номера предварялись историческими экскурсами. Ведущий Кузьма Котрелёв рассказывал о судьбе композиторов и их сочинений, часто весьма грустных. Но в каких бы сложных обстоятельствах не находились авторы или сам джазовый жанр, музыка всегда отражала мощный позитив и любовь к жизни. Открыла концерт композиция "Сладкие яблоки". Одна из последних мелодий Александра Варламова написана в честь светлых, молодых, счастливых лет. Сладкие яблоки - дары судьбы, ее улыбки человеку, отсидевшему 13 лет в сталинских лагерях, но не потерявшему вкуса к жизни. Режиссер Карен Шахназаров сделал Варламова, забытую всеми джазовую легенду, героем своего фильма "Мы из джаза" о зарождении жанра в СССР. Номера программы концерта - это настоящие раритеты, не звучавшие долгие десятилетия с концертных эстрад. Программа основана на тех музыкальных записях и партитурах, которые специалисты радиостанции "Орфей" обнаружили в своем архиве в ходе подготовки к празднованию векового юбилея российского джаза. Некоторые стали сенсацией. Джазовая сюита n 1 Дмитрия Шостаковича связана с его романтической привязанностью к красавице-переводчице Елене. В 1934 году композитор уже был женат на Ирине, которая ждала ребенка. Роман не нашел продолжения, но вылился в сюиту, выразившую обуревавшие Шостаковичем в тот момент нервно-счастливые чувства. "Легкомысленная музыка легкомысленных людей," - говорил Леонид Половинкин - гений авангарда. Но свои силы он всё же испытал в джазовой области сочных гармоний и острых ритмов, поозорничал в соединении джазовой формы со строгой академической традицией. Во всяком случае в его "Джазовой сюите" слушателю не пришлось скучать. Хорошая музыка и есть хорошая музыка. "Хорошо информированный пессимист" Александр Цфасман, по его собственной оценке, позиционировал всегда хорошее настроение. Ему нравилось быть веселым вопреки всему. "На свете нет ничего лучше роз, блондинок и музыки," - говаривал блестящий пианист с устойчивым чувством радости, в качестве надежного щита от бед, болезней и невзгод. В 1950-х он предпочитал жанр сюиты - чередование настроений, ритмов. Сюита "О превращениях судьбы, о неповторимостях мгновений" с энтузиазмом была сыграна джазменами Востокова. Вадим Людвиковский обожал легкую музыку, озорную, детскую, но хотел, чтобы музыка напоминала вечернее настроение Шопена. Именно такие чувства присутствовали в "Лирической фантазии" с мягки джазовым колоритом. Николай Капустин, выпускник и гордость Московской консерватории, солист оркестра Олега Лундстрема был представлен Концертом n 1 для фортепиано с джаз-оркестром. Пианист Алексей Чернаков передал виртуозное изящество и стремительное головокружение классической формы с дыханием джаза. Ноты считались утерянными, но, как известно, рукописи не горят. Сюита из музыки к спектаклю Театра Сергея Образцова "Под шорох твоих ресниц" и "Драгоценный подарок" А. Цфасмана завершили яркий по впечатлениям и любопытным открытиям джазовый вечер. Концерт "Джаз с русской душой" Большого джазового оркестра Петра Востокова восстановил историческую справедливость к забытой музыке российских композиторов. Музыканты стряхнули пыль с джазовых сокровищ в истинно русском духе.

В джазе только наши
© Ревизор.ru