На домашних экранах вышел мистический сериал "Там, где цветет полынь"
Когда людям нечего сказать про окружающий их мир - не в курсе, не умеют или робеют - они начинают выдумывать свой. Хорошо, когда эти фантазмы талантливы и все-таки отражают какую-то реальность в зеркале метафоры, аллегории, антиутопии. Но производство миров давно поставлено на конвейер, миры творятся как сосиски - чаще всего стандартные, куцые, неинтересные и густо поросшие штампами.
Сегодня почти невозможно увидеть фильм, сериал или спектакль о чем-то насущном, большинство собраны из стандартных деталей по принципу "о чем говорить, когда не о чем говорить?". То есть бред за клавиатурой в видах гонорара. Это, конечно, тоже знак времени, но какой же унылый!
Десятиклассницу Ульяну (актриса Виктория Агалакова) начинают мучить видения: некто гонится за ней через поле полыни. Вскоре она обнаружит в себе жуткий дар - предвидеть чужую смерть. Дар ее тревожит: у нее при смерти мать, и девушка на все готова, чтобы ее спасти.
Даже готова пойти на сделку с магической женщиной Рутой: принести ей три предмета от умерших людей - и та спасет ее мать. Зачем магической Руте три предмета, становится ясно не сразу - она, вероятно, эти посторонние смерти использует как средство собственного омоложения. Зато сразу ясно, что верить ей ни в чем нельзя.
Во-первых, если ее коснуться, по коже расползутся зловещие тату, и ты уже в ее клубе проклятьем заклейменных. Во-вторых, не зря же актрису Сабину Ахмедову загримировали под актрису Анжелику Хьюстон, играющую в "Семейке Аддамс" Мортисию - в переводе как бы саму Смерть: Рута с жутким скрежетом меняет возрасты и гримы, временами являя свой истинный облик пожилой ведьмы средней косматости.
Это идет новый мистический сериал "Там, где цветет полынь" - шесть четвертьчасовых серий, снятых по еще более мистической книге Ольги Птицевой. Судя по ее успеху у школьниц, конвейерные фантазии каждым новым поколением, не читавшим Уэллса, воспринимаются как открытие и даже откровение, так что интерес кинематографистов к очередному писку литературной моды закономерен - надо ковать железо, пока теплится. Но все несовершенства книги, как те тату, переползли в фильм и в нем умножились.
Конечно, смерть - материя, которая веками пугает, интригует и завораживает человечество. Но попытки ее предвидеть и даже предупредить таят трагикомический парадокс: вот дурак блогер лезет на крышу, чтобы встать там над пропастью вверх тормашками, блеснув перед подписчиками невиданной смелостью. Благоразумная, все предвидевшая Ульяна с отчаянным криком лезет его спасать - и от неожиданности он срывается с высоты. Этим можно было бы фильм начать и этим закончить - эпизод исчерпывает тему. Но впереди еще пять серий.
В книге события хорошо запутаны. То ли ее автор намеренно напускает туману, то ли - скорее всего - запуталась сама и туманом хочет прикрыть свою растерянность. На экранах добавился туман киношный - тоже уже привычный и поднадоевший, он белесыми клубами ползет из всех щелей. Добавились мечущаяся по больничным коридорам камера и мелькающая там и сям массовка - врачи, медсестры и прочий случайный народ. Блуждающий взгляд камеры, мрачные поля полыни, плоские, как картон, стеклянные здания, состоящие словно бы из одних фасадов (лихие проезды по мегаполису с карточными домиками-многоэтажками - ноу хау оператора Дмитрия Трифонова). Нарочито невнятная - чтобы как в жизни - речь актеров. И беспрерывный музыкальный гул, который в кино становится таким же настырным, как звук сверла у соседей за стенкой. Собрать все это в сколько-нибудь внятный сюжет не может и сам режиссер Кирилл Кузин. Распутывать предоставляют зрителям, но распутывать не хочется - слишком все тягомотно.
Диву даешься, какими первобытными способами пытаются нам сделать в кино страшно. Скрючить пальцы, нагнать туману, стать в полупрофиль и смотреть исподлобья - вот весь художественный арсенал. Все действо напоминает сделанный нерадивым студентом краткий конспект чего-то большого и скучного: идут отрывки из обрывков, и почти все фабульные линии брошены на полдороге. Боюсь, для расшифровки этих хаотически возникающих образов неофитам в теме придется все-таки прочитать книжку. Которая, напоминаю, тоже не Пелевин - там тоже туман вместо логики.
В этот фэнтези-мистификасьон каким-то образом затесались хорошие актеры. Артем Ткаченко в невнятной роли своего тезки Артема, одной из жертв злобной Руты, призван, вероятно, облагородить опус зрительской памятью о прекрасно сыгранном вампире Жане Иваныче из тоже мистического, но замечательного сериала "Вампиры средней полосы". Риналь Мухаметов в роли авантюрного парня по прозвищу Кастет постарался придумать своему персонажу обаятельную характерность, свою повадку и свой ритм жизни - напомнил, что актер он великолепный, просто после многообещающего дебюта в фильме Александра Прошкина "Искупление" ему не очень везет с ролями: снимается много, но не на уровне своего таланта.
Все 6 серий мистического сериала выходят 1 июля в онлайн-кинотеатре KION.