Художники в сумеречное время. В Калининграде показали малоизвестный шедевр Айвазовского "Хлебное поле"

Группа детей уселась на скамейки и тихо, с широко открытыми глазами, слушает экскурсовода. Две девушки с яркими губами делают селфи на фоне маленькой картины Айвазовского. Пожилая пара долго стоит у портрета цесаревича Александра Николаевича, за спиной которого горы и красно-синие сумерки. Пара будто ждет, что будущий император скажет имя художника, чтобы отпечатанное на этикетке "Неизвестный" никого не раздражало. Но герой портрета молчит и даже не смотрит на зрителей. Впрочем, как говорят кураторы, картина на выставку попала не потому, что на ней изображен царь, он здесь вообще герой второстепенный, а главное - фон.

Художники в сумеречное время. В Калининграде показали малоизвестный шедевр Айвазовского "Хлебное поле"
© Российская Газета

- Тема выставки "Тихие вечера. Темная ночь" - темное время суток, поэтому наши герои - сумерки, закаты, луна, тени, такова задумка, - поясняет один из кураторов Эдуард Иванков.

Похоже, что задумка пришлась по вкусу зрителям, на выставке ажиотаж. И это не удивительно. От экспозиции веет спокойствием, умиротворением, этого сейчас не хватает, к тому же здесь столько знаменитых художников, для калининградцев это редкость.

Для калининградцев Айвазовский, Коровин, Левитан действительно не частые гости, коллекция Музея изобразительных искусств хоть и насчитывает более двадцати тысяч произведений, но все это, как здесь говорят, "суровый стиль", соцреализм и прочие "измы", присущие уже XX веку. А вот умиротворенной классики раз-два и обчелся. Зато ее много в других регионах, где музеи открывались еще до революции, и где не было бомбежек и разграблений.

Выставка "Тихие вечера. Лунная ночь" это совместный проект с Ярославским художественным музеем, именно с берегов Волги все эти шедевры, и это не просто сорок работ с громкой этикеткой, за каждой картиной своя история, которую экскурсоводы неизбалованной публике с удовольствием рассказывают.

Мое внимание в первом же зале - всего их три - привлек знакомый с детства пейзаж, это одна из видовых площадок на горе Благодать Свердловской области. Именно в этом месте вогулы сожгли своего соплеменника Степана Чумпина, за то, что он привел сюда русских. Кто знает, не выдай он тайну горы, богатой железняком, смог бы Урал стать опорным краем державы? Портретист и иконописец Василий Раев, наверняка, так далеко не заглядывал, его покорили, прежде всего, виды, и все же памятник Степану на картине мистическим образом оказался центральным сюжетом.

Фото: Максим Васюнов

Когда мы детьми сбегали из пионерского лагеря на гору Благодать, мы и не подозревали, что она уже давно вписана масляными красками в Золотой век. И как вписана! Свет уходящего за уральский хребет солнца здесь настолько необычен, что, кажется, свои краски Раев добывал в кладовых Хозяйки Медной горы. Такими же цветами свои закаты любил писать Айвазовский, кстати, ученик Василия Раева.

А вот и работы самого Ивана Константиновича. Одна из них - "Ночь на море", и здесь нет никакого удивления - маслом на картоне написаны широкие с причудливыми изгибами волны, фрегат, луна. Все, за что мы любим нашего великого мариниста. Но вот вторая картина потрясает и даже шокирует неожиданностью темы. Это "Хлебное поле", датированное примерно 1860-м годом. День клонится к закату, все до горизонта в хлебах, зрительское внимание привлекает телега, в которой он и она, и еще кто-то. Женщина машет вослед солнцу красным платком. И во всем такая тишь да благодать, что хочется в эту картину нырнуть из наших неспокойных дней. По интонации этот пейзаж схож с другой не морской картиной художника - "Зимний обоз в пути", правда, там снег, но солнце, кажется, то же самое. И та же самая атмосфера умиротворения. Эту картину можно увидеть в художественном музее Смоленска.'

"Хлебное поле" выставляется на публику впервые в своей истории, так что в Калининграде можно сказать маленькая премьера Айвазовского, и это тоже подстегивает горожан не проходить мимо столь богатой на открытия выставки.

Есть на экспозиции и другие великие мастера, и Кустодиев, и Крымов, и Коровин, все на "К" собрались в одном зале, но это случайность, их явно рифмовали по буйству красок, в которых уже нет умиротворения, а что есть? Тревога, как в крымовском "Ночном пожаре в деревне", или праздная суета - коровинский "Монмартр вечером".

Это как сон на закате, от спокойных нот тебя нет-нет да тряхнет какой-нибудь кошмар, и это сумеречное состояние сознания кураторы, бесспорно, подчеркнули блестяще. Как подчеркнули непревзойденную работу русских живописцев с вечерним и ночным светом.

В третьем зале снова все успокаивается, здесь главный герой Юлий Юльевич Клевер, которого любили сравнивать с Шишкиным, впрочем, представленные на выставке зимние пейзажи художника больше напоминают игру с цветом Грабаря. Но сопоставление дело искусствоведов, для зрителей же тихие сумерки Клевера - это еще один повод отвлечься на иное.

Кстати

Выставка "Тихие вечера. Лунная ночь" в Калининградском музее изобразительных искусств будет открыта до конца августа.