В Москве завершился XVII Международный конкурс им. П.И. Чайковского - главная музыкальная олимпиада в мире
Одно из самых знаменитых в мире состязаний молодых музыкантов, которое иногда даже называют Олимпиадой, определило победителей по шести номинациям. За баталиями молодых музыкантов из 23 государств благодаря ставшими уже традиционными прямыми онлайн трансляциями следила аудитория в 50 миллионов человек из 102 стран. Торжественная церемония награждения лауреатов состоялась в Доме Пашкова.
Конкурс готовился в экстремально-спринтерском темпе: имена конкурсантов и членов жюри были тайной до самого последнего момента, что, безусловно, только добавляло интриги. В год 65-летия конкурса жюри проявило редкое великодушие: лишь в одной из специальностей - виолончель - судьи строго следовали регламенту, в остальных же дисциплинах число финалистов оказалось значимо большим, чем это было предусмотрено правилами. А в финале марафонского гала-концерта лауреатов в Санкт-Петербурге на сцене Новой Мариинки выяснялось, что в этом году самая весомая награда - Гран-При конкурса достался молодой солистке театра меццо-сопрано Зинаиде Царенко.
Фото: Евгений Евтюхов
Во всю силу голоса
Судейский ареопаг в номинации "Сольное пение" возглавляла Хибла Герзмава - обладательница первого в истории конкурса Чайковского Гран-При, что впервые был вручен в 1994 году. А среди арбитров были и один из самых влиятельных оперных агентов итальянец Алессандро Ариози, и знаменитый китайский баритон Юань Чэнье, и всемирно известный тенор, нечуждый и дирижерского искусства Дмитрий Корчак, и прославленная солистка Мариинского театра Ольга Бородина. А в день финального прослушивания к жюри присоединился худрук Мариинского театра Валерий Гергиев, что, конечно же, было крайне важно для соревнующихся. Но еще большей бы наградой для них стало, если б маэстро в этот вечер был за дирижерским пультом, как то, например, происходит на третьем туре конкурса "Опералия" Пласидо Доминго, чтобы он помог и вдохновил финалистов. Увы, работа дирижеров на конкурсе даже с самыми лучшими оркестрами из раза в раз становится притчей во языцех. Вот и ныне Павел Смелков своим нечутким, испытующе замедленным аккомпанементом, можно сказать, вмешался в распределение наград.
За баталиями молодых музыкантов из 23 государств следила аудитория в 50 миллионов человек из 102 стран
Некоторым участникам, конечно, выступление подпортили и нервы. И все же основная проблема в том, что в манере пения доминирует агрессивность, без опоры звука и кантилены. Молодые солисты не музицируют в пении, а штурмуют ноты, как горновосходители заветную вершину, часто с нескрываемом ужасом во взгляде, а не со свободой, которая рождается от технического совершенства и эмоциональной наполненности. Никак не в борьбе за звук и слово на непонятном иностранном языке на фоне явной нехватки чувства стиля и вкуса, а главное умения и желания исполнять программу, соответствующую своему возрасту и природе голоса. Впрочем, и крошечный зал Мусоргского в Петербурге, где вновь проходили дофинальные прослушивания, скорее подходит для домашнего музицирования, нежели для оперного пения. Да, к тому же эта площадка лишает большую часть поклонников вокала послушать выступления конкурсантов в "живую".
Фото: Евгений Евтюхов
И все же жюри удалось разложило вполне справедливый "премиальный пасьянс". По сути, как и на прошлых конкурсах XXI века, противостояние свелось к борьбе представителей России и Азии. Что касается географии в целом, надо заметить, что западноевропейские певцы всегда сравнительно редко выступали на конкурсе Чайковского, прежде всего, избегая очень трудной для них необходимости петь по-русски. Как нечасто до нашей страны добирались и очень весомые в современном оперном мире латиноамериканские голоса, но уже по причине кране долгой и дорогой дороги.
Другое дело, что открытием новых имен конкурс, по большому счету, не стал. И все из-за того, что сегодня в России неадекватное множество вокальных состязаний, и добрая половина лауреатов уже была премирована, например, на конкурсе Елены Образцовой или Хиблы Герзмава, который родился в этом году. Все конкурсы в той или иной степени проходят при финансовой поддержке государства и, наверное, уже пора задуматься о составлении "национального календаря конкурсов", чтобы они не спорили друг с другом, а певцы не превращались в "вечных конкурсантов", кочуя от одного соревнования к другому. Это только снижает зрительский интерес и увеличивает предсказуемость результатов.
Из четырех басов лауреатами стали 28-летний солист Мариинского театра Глеб Перязев, исполнявший в финале баритональную программу (IV премия) и 32-летний Чон Ин Хо из Южной Кореи (II премия). Также удостоены IV премии 32-летний тенор Игорь Морозов и 24-летняя сопрано Полина Шабунина, представляющие "Геликон" и Большой театр. Еще две награды ушли в Большой: II премию получил 24-летний баритон Максим Лисиин, а III премию - 27-летняя сопрано Альбина Тонких, представляющая Беларусь, - артисты Молодежной программы Большого театра. III премия и у 32-летнего баритона из Китая Хун Чжэньсяна, а еще одна II премия у 32-летней сопрано Ольги Масловой.
Золото же досталось запоминающемуся и 32-летнему тенору Чи Хун Сон из Южной Кореи и приглашенной солистке Мариинского театра, очень стабильной 30-летней меццо-сопрано Зинаиде Царенко, за спиной которой уже были победы и лауреатства на других конкурсах. Ей свою личную премию отдала и Хибла Герзмава. Почти 30 лет назад юной Хибле Елена Образцова отдала свой личный приз, сегодня она сама, будучи уже председателем жюри, личную награду передала победительнице. Зинаиду Царенко, можно сказать, признали абсолютной чемпионкой, она забрала и Гран-При XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского. И теперь уже перед певицей, как и перед всеми лауреатами, стоит задача, длиною во всю жизнь: трансформировать конкурсную, "спортивную" победу в подлинный творческий успех.
Фото: Евгений Евтюхов
Русское пиано
Первую премию в номинации "фортепиано" получил 19-летний пианист Сергей Давыдченко (ныне - студент Ростовской консерватории, класс Сергея Осипенко), уже хорошо известный московской публике по победам на музыкальных конкурсах "Щелкунчик" (2016) и Grand Piano Competition (2021). Пианиста отличает мощная природная виртуозность, смелость и харизматичность игры, что особенно ярко проявилось в исполнении музыки Прокофьева: во II туре молодой пианист исполнил Шестую сонату Прокофьева, а для финала выбрал его Второй фортепианный концерт.
"Для меня Конкурс Чайковского - это популяризация нашей русской музыки в такое тяжелое для нашей страны время, - прокомментировал Давыдченко после объявления результатов конкурса. - Я считаю, что долг музыканта - это нести свет и радость людям, и я надеюсь, в каком-то смысле мне удалось это сделать".
Напомним, что в финале конкурса восемь пианистов исполнили по два фортепианных концерта (включая один из концертов Чайковского) в сопровождении Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова (дирижер - Алексей Рубин). Завершавшему прослушивания Валентину Малинину (II премия), зал аплодировал стоя: для финала пианист выбрал фортепианный концерт Скрябина и Первый концерт Чайковского. Триумфальная, пламенная, при этом точная и виртуозная игра Малинина напомнила выступление Дмитрия Маслеева на XV Конкурсе Чайковского (напомним, пианист получил Золотую медаль конкурса в 2015 году), а представители старшего поколения среди публики сравнивали впечатления от игры Валентина Малинина с выступлением легендарного Михаила Плетнева на Конкурсе Чайковского в 1978 году.
Вторую премию на завершившемся XVII Конкурсе Малинин разделил с яркими пианистами Джорджем Харлионо из Великобритании и Энджелом Вонгом из США, который, к слову, уже 10 лет живет и учится в России.
Гран-при конкурса достался молодой солистке Мариинского театра меццо-сопрано Зинаиде Царенко. Фото: Евгений Евтюхов
"Конкурс Чайковского для меня - это мечта, которая стала реальностью, - рассказал Энджел Вонг "РГ" после конкурса. - Я мечтал выступить здесь с 8 лет, и счастлив, что прошел все туры, выступил с потрясающим оркестром Светланова, который я очень люблю и играл для консерваторской публики. Это большая честь. Я переехал жить в Россию в возрасте 9 лет и вот спустя 10 лет я продолжаю свое обучение, сейчас уже на первом курсе Московской консерватории. Русская музыка - моя любимая. Моя мама русская, так что я ощущаю сильную связь с русской музыкой, во мне достаточно "русской души"".
Хочется отметить конкурсное выступление Ильи Папояна (III премия), чья игра произвела глубокое впечатление на многих слушателей, профессиональных музыкантов и знатоков фортепианного искусства, которых среди публики конкурса Чайковского традиционно много. В английской культуре есть непереводимое понятие "Understatement" - оно описывает аристократов, которые внешне скромны, или сшитый именитым костюм скоромного кроя, но из сверхдорогой ткани. Это понятие можно отнести и к игре Папояна, внутренняя интеллигентность, выдержанный вкус и сценический аристократизм отличал игру пианиста на фоне всех лауреатов. Папоян - музыкант сути, пианист содержания.
III премию пианист разделил с виртуозом 30-летним пианистом Станиславом Корчагиным, преподавателем фортепиано на кафедре Российской академии музыки имени Гнесиных, очень стабильно проявившим себя на протяжении всех трех туров.
Соа Ё из Южной Кореи, очень уверенно показавшая себя в сольных турах, к сожалению, не смогла проявить себя также ярко в игре с оркестром - пианистка получила IV премию конкурса.
Яркие вспышки скрипачей
Скрипачи состязались в Малом зале консерватории и в Московской филармонии. Яркими вспышками стали Леонид Железный (Россия) - с невероятно вдумчивым и темброво насыщенным "Размышлением" Чайковского; Равиль Ислямов (Россия) - Концертной фантазией на темы из оперы "Порги и Бесс" Гершвина; Елена Таросян (Россия) - Фантазией на темы из оперы Бизе "Кармен". Несколько раз прозвучала на I-ом туре Элегическая поэма, соч. 12 Эжена Изаи, и каждый раз по-своему необычно, а Ким Ке Хи (Южная Корея) начала свое самое первое выступление свежей и чудесной Сонатой для скрипки и фортепиано соль-минор Клода Дебюсси, хотя немногие сразу подумали, что именно ей предстоит встать на пьедестал.
Фото: Евгений Евтюхов
Жюри выбрало свою шестерку лидеров, которые соревновались с двумя диаметрально противоположными концертами - Чайковского и Моцарта. Проиграть шесть частей подряд - задача не из легких, это проверка музыканта на прочность. Но гораздо сложнее переключиться от одного стиля на другой. Излишне игривая игра в концерте Моцарта с невесомым смычком практически могла развалить концерт Чайковского, а за более приглаженным Моцартом мог следовать убедительно логичный Чайковский.
Как и предполагалось, результаты удивили всех. Так, I-ю премию получил Ким Ке Хи (Южная Корея), II-ю премию взял Равиль Ислямов, III-ю премию разделили между собой Ло Чаовэнь (Китай), Елена Таросян (Россия) и Даниил Коган (Россия).
На длинном дыхании
Чайковский не писал концертов и концертных пьес для медных духовых и даже для деревянных. Но больших развернутых соло для них в оркестровых сочинениях композитора достаточно: валторновое соло в Адажио Пятой симфонии, ставший шлягером неаполитанский танец для трубы из "Лебединого озера", соло гобоя из Четвертой симфонии, список - огромен. И, тем не менее, когда эти две номинации появились в прошлом конкурсе в 2019 году, многие недоумевали. Цель определил маэстро Гергиев, инициировавший появление новых номинаций: мотивировать развитие духовой школы в России, где дефицит духовиков существует во всех оркестрах.
Фото: Евгений Евтюхов
Конечно, географическая карта участников этого конкурса определена временем: самое большое количество участников - из России и стран Азии - Южной Кореи и Китая. Но уровень этих музыкантов очень высок, и говорить о национальных школах сегодня уже не приходится - музыканты учатся там, где можно отточить мастерство под руководством высококлассных наставников.
Лауреатом первой премии в номинации медные духовые инструменты стал безусловный лидер конкурса и фаворит публики - Семен Саломатников, 17-летний трубач, учащийся Средней специальной музыкальной школы при Петербургской консерватории, уже концертирующий, его не раз можно было слышать в Концертном зале Мариинского театра. Опыт сольных выступлений дает артистическую свободу, что сразу выделяет на конкурсе. Обязательная для программы трубачей в финале Ария Ленского поразила настоящим пением с длинным дыханием, интонациями "речи", разнообразной динамической палитрой, и тончайшими градациями пиано. Концерт Щедрина в исполнении Семена Саломатникова прозвучал ярко виртуозно, почти задиристо, молодой музыкант, который пробует себя и в жанре джаза, не чужд азарта игры.
Туба Вильнура Самигуллина (V премия) оказалась очень певучим выразительно интонирующим бас-баритоном. Исполненный им на третьем туре каприс Паганини (что вначале вызывает улыбку и кажется несовместимостью - Паганини на тубе - что-то вроде польки для слона) был сыгран убедительно и виртуозно, открыв новые возможности в этом инструменте. Серебряную медаль получил валторнист Цзинь Чжичэн из Китая, его игру отличала богатая красками кантилена и чутко уловленные русские интонации Andante cantabile из Струнного квартета №1 Чайковского, а концерт Глиэра для валторны заставил вспомнить концерт для сопрано этого же композитора по мастерству звуковедения.
Третья премия в этой номинации оказалась не присуждена. Четвертую присудили французу Шарлю Ределле, его исполнение концерта Глиэра и Чайковского отличалось истинно французским шармом и элегантностью.
Оркестр Мариинского театра, аккомпанирующий выступлениям медных (дирижер - Гурген Петросян) и деревянных духовых инструментов (дирижер - Николай Хондзинский) как всегда был мобильным и внимательным партнером ансамбля, тем более что среди участников в номинации медных и деревянных были их коллеги - артисты оркестра театра.
Фото: Евгений Евтюхов
Из 48 участников состязания на деревянных духовых инструментах было 32 представителя России, 10 из Китая, двое итальянцев, и по одному из Беларуси, Коста-Рики, Южной Кореи и Казахстана. В обязательной программе конкурсантов каждого из четырех инструментов (флейта, гобой, кларнет и фагот) - ария Ленского из оперы "Евгений Онегин". Если трубачи "пели" оригинальную арию Ленского, то более легкие и подвижные деревянные работали с переложением ее для виртуозной скрипки Леопольдом Ауэром, что задачу усложняло. Обязательные концерты - Карла-Филиппа Эммануила Баха для флейты, Рихарда Штрауса для гобоя, концертные пьесы Россини и Дебюсси для кларнета, и Гуммеля для фагота превратили выступления участников на Третьем туре в насыщенный концерт популярной классической музыки, исполненной с воодушевлением и драйвом соревнования молодыми энергичными музыкантами. Первую премию завоевала обаятельная Софья Виланд, дипломант прошлого конкурса Чайковского, артистка оркестра Мариинского театра.
Вторая премия досталась флейтистке Анне Макаровой, которая лидировала в слушательском голосовании, а также гобоисту Федору Осверу. Его инструмент в Гобойном концерте Рихарда Штрауса разговаривал, смеялся, плакал, меняя интонацию от нежной до наступательно резкой, вступал в диалог с инструментами оркестра. Виртуозная третья часть была сыграна с азартом и заставила вспомнить, что концерт написан автором "Проделок Уленшпигеля". Третью премию поделили корейская флейтистка Ким Е Сон, итальянский фаготист Палумбо Аугусто Велно и российский кларнетист Лев Журавский.
Интеллектуальные виолончелисты
Программа виолончелистов в финале отличалась интеллектуальностью и философской глубиной - все выбрали для своего выступления серьезные сочинения XX века - концерты Шостаковича, Прокофьева и редко исполняемый концерт Лютославского (Иван Сендецкий, IV премия).
Обязательные для всех вариации на тему Рококо Чайковского прозвучали совсем по-разному, как ария, исполненная разными голосами, различающимися тембром, наполненностью, дыханием, штрихами, агогикой. Первый концерт Шостаковича выбрали для финала все три корейских виолончелиста. Обладательница золотой медали Ли Ён Ын поразила каким-то пронзительно тонким исполнением концерта, особенно его медленной части, богатством нюансов внутри пиано от акварельного теплого звучания до призрачно холодного и резкого.
Особенностью игры серебряной медалистки Марии Зайцевой стал звук ее виолончели с удивительно бархатным мягким звуком, наполненным даже в тончайших пианиссимо, и мягким в скерцозных образах, отсутствием шва при смене смычка и энергичными кульминациями во Втором концерте Шостаковича.
Особого комплимента заслуживает оркестр, работавший с виолончелистами - Академический оркестр Петербургской филармонии под управлением Феликса Коробова. Сразу слышно, что дирижер - сам виолончелист, насколько он был чуток к солистам, но на самом деле в этом проявлялась удивительная тонкость дирижерского прочтения партитур: каждый концерт превращался в глубокую философскую драматическую симфонию, выстроенную как театральная драма.
Прямая речь
Валерий Гергиев, сопредседатель Оргкомитета Международного конкурса им. П.И. Чайковского:
- У победителей и призеров Конкурса имени Чайковского все только начинается. Все будет зависеть лишь от них самих. А мы им обязаны предоставить первый, второй, а, может, и пятый, и десятый шансы и возможности для новых партий, нового репертуара на достойных сценических и концертных площадках. А потом уже все будет развиваться в зависимости от реакции профессионалов: коллег, коллективов, с которыми они будут работать, журналистов, также, конечно, и публики. Именно так все и происходило последние годы, а я за этот конкурс отвечаю с 2009 года. И с 2011 года конкурс дал миру замечательных победителей. Естественно, их судьба складывалась по-разному, но неслучайно мы изменили регламент конкурса, допустив к соревнованию и 17-летних музыкантов. И сегодня они все чаще побеждают. И великолепное, без преувеличения блестящее восхождение пианиста Даниила Трифонова, обретение им мировой славы после победы на Конкурсе в 2011 году тому доказательство.Только с нашим, Симфоническим оркестром Мариинского театра, участием он играл в десятках стран мира и десятках городах России, каждый год обогащая свой репертуар. Он убеждал профессионалов, влюблял в себя публику. И сегодня, как можно быстрее, надо создать новую возможность для его возвращения в Россию. Таким образом, например, складывалась и карьера таких замечательных певцов, как Юлия Маточкина или Ариунбаатар Ганбаатар. Вокальный репертуар - это очень сложная, загадочная вещь. И они расширили границы своего таланта и его международного признания, но и очень достойно, мне кажется, несут знамя Конкурса Чайковского, на котором они побеждали.
Джордж Харлионо (фортепиано, Великобритания):
- Несмотря на все политические сложности, я чувствовал большую поддержку от российской аудитории, получил приглашения выступить с концертами на разных российских площадках и очень благодарен жюри и публике. Я не ощущал никаких предрассудков в судействе из-за моей национальности и очень благодарен за это. Россия - одна из моих самых любимых стран для выступлений. У меня уже запланированы концерты, например, 4 августа в Культурном центре ГЭС-2, 6-го - в Нижнем Новгороде и 8-го - в Санкт-Петербурге.