В Ярославле прошел фестиваль керамики "Живая глина"
Оба минувших выходных дня ярославцы и гости города с удовольствием пачкали руки в глине: смотрели, как профессионалы создают керамические шедевры, и пытались делать свои. И все это - под звучание пастушьих рожков, свирелей, волынок, гуслей, гудков и прочих старинных музыкальных инструментов, которые привезли фольклорные коллективы.
В Ярославский музей-заповедник на давно полюбившийся горожанам фестиваль, посвященный древнейшему ремеслу - гончарному делу, - приезжали керамисты из разных регионов России. Причем и профессионалы, и любители. В этом году согласно заданной теме "Свет ангела" они, по словам организаторов, раскрывали "ангельскую тему добра, любви и милосердия в формате объемной скульптурной композиции".
А самые именитые (чемпионы и обладатели призовых мест российских конкурсов) помимо всего прочего участвовали еще и в нелегкой "Битве керамистов", за ходом которой можно было наблюдать в реальном времени и пространстве: мастера создавали свои шедевры прямо на глазах у зрителей, видевших процесс превращения бесформенного комка глины в прекрасное изделие от начала до конца.
Те, кого такое зрелище побуждало дать работу собственным пальцам, могли почувствовать себя творцами на многочисленных открытых на территории музея мастер-классах по изготовлению и росписи глиняных изделий. У их устроителей был аншлаг.
- А теперь не большим пальцем дави, а указательным, на стеночку нажимай, плавно нажимай, - объяснял один ведущий одного из мастер-классов счастливому мальчишке лет шести, который впервые в жизни создавал глиняный горшочек. - Еще нажимай, поднимай руку выше. Указательным пальцем разведи горлышко, шире, вот так. Молодец! Теперь берем петельку и подрезаем донышко. В левую руку берешь, подводишь, правой рукой помогаешь…
Снятый с гончарного круга горшочек перекочевал на специально сделанную подставку к таким же горшочкам, чашечкам и вазочкам - сушиться. На солнце, конечно, сушить только что сделанные изделия не полагается, но других вариантов нет - солнце везде.
Были и такие посетители, кто, впервые побывав на "Живой глине" в субботу, в воскресенье шел туда, уже основательно подготовившись - с фартуками для детей. Особенно это пригодилось, когда свой мастер-класс показывала известный ярославский скульптор, заслуженный художник РФ Елена Пасхина. Она каждый год активно участвует в этом фестивале и председательствует в жюри конкурса, потому что, по ее выражению, хочет, "чтобы глина звучала".
Поскольку в этом году исполнилось 200 лет со дня рождения педагога и писателя Константина Ушинского, имя которого носит Ярославский педуниверситет и над памятником которому Елена Пасхина сейчас работает, она выбрала для своего шоу двух персонажей его сказки "Слепая лошадь" - коня по имени Догони-Ветер и его богатого хозяина Уседома. О том, что с ними приключилось, перед началом мастер-класса, "во всех красках" поведали актеры кукольного театра Никита Тимошин и Людмила Морозова, растрогав не только детей, но и взрослых: быстрый конь однажды спас хозяина от разбойников, тот пообещал до конца жизни давать ему ежедневно по три меры лучшего овса, но обещание не сдержал и, когда конь заболел и ослеп, зимой выставил его за ворота. Голодный Догони-Ветер рано утром в поисках пропитания набрел на вечевой колокол, начал дергать за веревку, на колокольный звон сбежались люди, устыдили неблагодарного хозяина и приказали ему кормить и холить коня до конца дней.
Смею предположить, что после этого мастер-класса работа скульптора запала не в одну юную душу. Заготовку, то есть каркас для будущего коня, Елена Васильевна сделала заранее и зрителям уже показывала, как эскиз обрастает глиняными мышцами. Как создаваемый конь по воле скульптора, "играющего каркасом", может стремглав лететь, или, понурив голову, брести, а потом снова стать гордым и красивым. То есть одну и ту же сказку зрители в этот раз увидели дважды - в исполнении актеров и скульптора с "живой глиной". А попутно узнали, как из крохотного эскиза получается потом большой уличный памятник. Все желающие при этом лепили для глиняного Догони-Ветра колокольчики (а самые смелые - и самого коня). Так что финал у сказки получился - как по писаному.
Кстати, по одному из эскизов Елены Пасхиной, созданных для "Живой глины" несколько лет назад ("Волга"), была сделана скульптура в китайском Нанкине. Ярославский мастер участвовала в конкурсе, выиграла его, и сейчас ее работа стоит там в парке Дружбы.
Р. S.
К финалу сказки о коне с трудной судьбой завершился и третий этап "Битвы керамистов". Во время первых двух десять мастеров делали точную копию кувшина из запасников музея и сервиз для двоих. Третье конкурсное задание оказалось самым сложным - надо было изобразить танец. "Бронзу" по итогам испытаний жюри присудило Валентину Криворотову из Московской области, "серебро" - Егору Дворянцеву из Красноярска, первое место - Андрею Малкову из Костромы. Приз зрительских симпатий достался Валентину Криворотову.
Обладатель первого места Андрей Малков, соединивший в танце кувшин, кринку, кубышку и кувшинчик (настоящая семья с двумя детьми), рассказал, что преподает детям гончарное дело в костромском центре творческого развития "Академия".