#МагияВинила: питерский "АукцЫон", или Дом на колёсах
В новом выпуске рубрики Антона Котова говорим о питерской группе "АукцЫон". Готовлю рыбу "По-Kotoffski" в огромной грузинской квартире, из недр которой доносится бесноватый голос хозяина Никиты/Altera Pars. - Угадай мелодию?! - характерный шум опускания иглы на дорожку… Ну как не угадать песню "Девушки поют" одноимённого альбома группы "АукцЫон"?! Я ждал этот студийник около десяти лет и слушаю названную композицию всегда, когда мне грустно. Это такая приятная, задумчивая грусть, когда прижимаешься щекой к мокрому от ночного дождя окну… Знакомство с творчеством "интеллектуальных панков" (так окрестили музыкантов мои сослуживцы, удивительным образом не противившиеся включаемым мной в отделе композициям "АукцЫона") произошло в нулевых годах. Не помню, как мне в руки попал сборник "Легенды русского рока", могу сказать лишь то, что песни "АукцЫона" разом затмили все ранее известные отечественные группы. Помню, сразу же порадовали заразительным весельем композиции "Нэпман", "С днём Рождения", "Тоска" и задумчивые "Самолёт" и "Лейтенант". Мало кто не знаком с творчеством коллектива в основном благодаря известным фильмам "Брат" (16+) ("Дорога") и "Бумер" (18+) ("Зимы не будет"). В последнем фильме Алексея Балабанова 2012 года "Я тоже хочу" (18+) снимается Олег Гаркуша, звукорежиссёром выступает Леонид Фёдоров. А саундтреком полностью звучат песни группы, нетленные "Голова-Нога", "Весна", "Тетрадь", "Зимы не будет", "Жи Доголонога", "Душа" и "Элегия". Отмечу, что Олег Гаркуша сыграл также роли в фильмах "Презумпция невиновности" (1988) и "Хрусталёв, машину!" (1996). В моей медиатеке хранится диск, подписанный им на концерте в Москве в 2014 году. Единственный концерт в Омске в 2003 году я пропустил, поскольку был в это время не в городе. После я ждал визита музыкантов 9 лет и решил, что быстрей будет самому к ним приехать. "АукцЫон" - советская и российская рок-группа, основанная в Ленинграде. Стиль коллектива определяется как авангард с элементами альтернативы, арт-рока, джаз-рока и пост-панка. Группа была и остаётся одним из самых оригинальных и необычных музыкальных коллективов. В отличие от большинства жанрово ограниченных современников, эта группа черпает своё вдохновение в ска, рэггей, нью-джазе, этнической музыке Северной Африки и Среднего Востока, а также в бит- и поп-музыке 60-х. В разных формах и под разными названиями коллектив существует с 1978 года. Тогда 15-летний Леонид Фёдоров уговорил одноклассников создать группу. Сначала это был "Параграф", чуть позже "Фаэтон". Ребята репетировали в квартирах и гаражах, выступали в студенческих клубах, но потенциала в них уже тогда было больше. На начальном этапе состав постоянно менялся. Через "АукцЫон" прошло порядка десяти не прижившихся барабанщиков, гитаристов, басистов и вокалистов. В 1979 году происходит легендарное знакомство Леонида Фёдорова с Олегом Гаркушей. Если до этого Фёдоров сочинял музыку в основном на тексты из различных книг и журналов, теперь песни создаются на стихи Олега. Ещё год спустя поэтическое наследие группы пополнит Дмитрий Озерский (позже по совету Фёдорова он освоит клавиши). Озерский и Гаркуша умело сочетают в своих стихах непринуждённость и трагизм Серебряного века, образность событий в тексте и актуальность слов для своего времени. Всё это выходит в абстрактной форме, отчего и появляется такая импонирующая этому коллективу недосказанность. Название "Аукцион" коллектив обретает в 1983 году, когда вступает в члены недавно образовавшегося Ленинградского рок-клуба и готовится к первому серьёзному выступлению. Буква "Ы" в названии появится только через пять лет, новый барабанщик Борис Шавейников напишет слово с ошибкой, и эта ошибка станет визитной карточкой группы. Вступительный в рок-клуб концерт состоялся 18 ноября 1983 года и, как потом отметили "аукцЫонисты", оказался не слишком удачным. На два года наступает творческое затишье, меняются музыканты, чередой проходят вокалисты. Ядро состава и стиль складываются только к 1986 году после триумфального выступления на сцене IV Ленинградского рок-фестиваля (на XI фестивале ребята уже хедлайнеры). Тогда в составе группы находились Леонид Фёдоров (гитара, вокал), Олег Гаркуша (танцы, вокал), Сергей Рогожин (вокал), Виктор Бондарик (бас), Дмитрий Озерский (клавишные, вокал), Николай Рубанов (саксофоны, флейты), Николай Федорович (саксофон) и Игорь Черидник (барабаны). Рогожин получит приз за лучший вокал, а Олег Гаркуша - за артистизм. Через год на пятом фестивале группа повторит свой успех и даже представит песни из нового альбома "В Багдаде всё спокойно" (1987), но публика и критики примут их прохладно, несмотря на восточные мотивы в музыке. Запись альбома откладывают. Пластинку выпустит "Мелодия" в 1990 году. Первая работа "АукцЫона" в профессиональных условиях начинается в 1988 году - запись альбома "Как я стал предателем" (строчка из стихотворения Гаркуши). Это первый изданный альбом "АукцЫона", он вышел в Париже и сразу на CD. - Мы перешли от песен, идущих, что называется, от головы, к немного метафизическому материалу, к попыткам расшатать установленные нами же рамки. В процессе работы над этой программой я ощутил некий собственный рост, почувствовал, что взрослею и мыслю иначе, чем раньше, - комментировал альбом позже Дмитрий Озерский. В 1989 году ребята отправляются на зарубежные гастроли. Вместе с группами "Звуки Му", "Ва-Банкъ" и певицей Екатериной Суржиковой "АукцЫон" приезжает в Берлин. Затем с "Кино" и "Звуками Му" гастролирует по Франции в поддержку выпущенного там CD "Как я стал предателем". В 1990-м выходит альбом "Дупло", который в первоначальном варианте назывался немного иначе, но из этических соображений название пришлось поменять. Ещё год спустя музыканты представляют откровенный, красивый, необычный, пронизанный тёплыми джаз-роковыми соло гитары и саксофона, ска-энергетикой, свежим импровизационным звуком - "Бодун" (1991). Это единственный альбом группы, в котором присутствовала обсценная лексика. Сами музыканты говорили, что альбом "олицетворял крах сложившейся внутри них самих системы". После записи данного альбома многие музыканты группы (за исключением шоумена Гаркуши) перестали краситься, примерять "театрализованные" костюмы и танцевать. Во время гастролей во Франции в конце 80-х происходит знаковое знакомство группы с Алексеем Хвостенко (Хвост). Отечественным меломанам он знаком по его старинной песне "Город золотой" на стихи ещё одного поэта-эмигранта Паоло Волохонского в исполнении "Аквариума". Именно вместе с Хвостом позже выйдет знаковый альбом (мой любимый у "АукцЫона") - "Жилец вершин" (1995). Чуть позже о нём. А первым в союзе с Хвостенко группа записывает альбом "Чайник вина" (1992). Хвост с большим трудом, но прилетает для этого в Россию, где музыканты делают запись в кратчайшие сроки. Сам Фёдоров назовёт этот альбом одним из лучших в творчестве коллектива: Монтируя "Чайник вина", я осознал, что мы записали гениальную, на мой взгляд, пластинку. Мне вдруг стало понятно, что минимумом средств, ничего вроде специально не придумывая, можно делать офигенные вещи. После "Чайника" рождается "Птица" (1993). Песня "Дорога" из этого альбома семь лет спустя войдёт в саундтрек "Брат-2". А сам альбом вышел двумя изданиями, с разницей в полгода (германское и российское). Оценивая песни альбома, Фёдоров назовёт их лучшими из написанных им и Озерским, но альбом в целом - одной из неудач группы. "Птица" была попыткой записать нечто подобное "Чайнику вина", но без Хвоста, чисто с "АукцЫоном". Но попытка провалилась. Сделать простую пластинку мы не смогли. "Птицу" загубили аранжировки. На помощь группе вновь приходит Хвостенко. Он знакомит Фёдорова с поэзией Велимира Хлебникова. Именно его стихи лягут в основу песен альбома "Жилец вершин" (1995). Самое точное описание этого шедевра я нашёл на официальном сайте группы, где содержится рецензия Игоря Мартынова из издания "ОМ" 1996 года: Их направление - отрыв. Отрыв растёт со скоростью музыки, есть такая скорость, если есть такая музыка. Их не догнать. Их и раньше не все догоняли, но "Аукцыон" никогда не опрощался до среднерусских равнин, работая на запредельных пиках, почти без страховки. На пару с питерско-парижским художником Алексеем Хвостенко (в обиходе - Хвост), "Аукцыон" штурмует пик зауми. Альбом "Жилец вершин" - это 16 песнопений на отрывки из полубезумного футуриста, будетлянина, Председателя Земного Шара Велемира Хлебникова, который помер в 22-м году от тифа, упав на наволочку со своими стихами, как на амбразуру... Для восхождения "Аукцыон", и до того едва ли не самый техничный российский коллектив, обзавёлся архиизощрённым арсеналом: туба, табла, египетская тростниковая дудочка, тампура, индийская арфочка, неизвестный струнный марокканский инструмент. Девушка, приведённая Хвостом исполнила мужской голос. Всё только, чтоб вскарабкаться по вертикальным хлебниковским текстам. Синкопы, язычество, джаз-шаманизм. Короче, тонкая ручная работа на высотах, куда фуникулёры не проложены. После этого только в 1997 году (!!!) "АукцЫон" официально выпускает альбом "Вернись в Сорренто" - его запись велась в далёком 86-м, когда Фёдоров пытался фиксировать на плёнку успешные выступления группы того времени. Ещё одна запись того времени - концерт в Пулковской обсерватории 1986 года - также официально выпустят 11 лет спустя под названием "Д’обсервер". В него же войдут записи концертника "Рио-де-Шушары". Эту запись выступления в ДК "Нива" поселка Шушары сделал Сергей Фирсов. Это настоящий раритет, копии нет даже у участников группы. В конце 1990-х - начале 2000-х годов Леонид Фёдоров увлекается сольным творчеством, вступая в союз с различными музыкантами. В 2002 году выходит альбом "Это мама" (сыгранная группой живьём программа), в который вошли две новые песни "Якоря", "О погоде" и "Заведующий (Копорье)" из акустического альбома Фёдорова "Четыресполовинойтонны" (1997). Следующий "полностью" студийный альбом "Девушки поют" появляется в 2007 году, после 12-летнего перерыва в творчестве группы. Альбом записывался в Нью-Йорке в Stratosphere Sound Studios при участии американских музыкантов Марка Рибо, Джона Медески, Фрэнка Лондона и Неда Ротенберга, а также российского контрабасиста Владимира Волкова. Группа играет концерты в поддержку нового альбома, два из которых (московский и петербургский) снимают на видео для издания на DVD. Кроме того, часть песен с этих выступлений станет основой для первого после многолетней паузы винилового издания команды, выпущенного под названием "Девушки поют - Live". 7 октября 2011 года группа представила новый альбом "Юла", который был записан уже без привлечения иностранцев. Выпуску альбома предшествовало открытие официального профиля группы на YouTube. 30-летие творческой деятельности группа отмечает серией концертов. А год спустя, в 2014 году, режиссёр Дмитрий Лавриненко выпускает в документальный фильм "Ещё" (16+). Фильм снимался на протяжении семи лет, режиссёр ездил с группой на гастроли, присутствовал в студии при рождении альбома "Юла" (2011), передавал камеру самим музыкантам, когда они ездили в Америку, и ловил в объектив самые сокровенные моменты выступлений. Фильм был показан в более чем 15 городах России, а также за её пределами. В ряде городов концерты группы были приурочены к выходу одноимённого фильма. Отдельно стоит отметить альбом "Скорпион" (2014). По ряду причин работа над альбомом растянулась почти на 10 лет - с 2004 по 2013 год. За это время оба ключевых участника проекта - Хвостенко и Герасимов - ушли из жизни. И "АукцЫон" выпустит альбом как посмертный, ко дню рождения Хвостенко - 4 декабря. Запись в основном проходила на квартире лидера группы Леонида Фёдорова, фактического продюсера альбома, который затем сводил все треки в своей домашней студии. Ещё один полноценный альбом "На солнце" записан в студии "Мосфильм" и вышел в 2016 году. Официальному релизу предшествует выпуск цифрового приложения для смартфонов, которое при попадании в объектив камеры солнечных лучей начинает проигрывать музыку. И следующий - только в 2020-м. Релиз пластинки, получившей название "Мечты", состоялся 24 апреля 2020 года. Первым синглом с альбома стала песня "Тиша". Вторым - титульная композиция "Мечты". На обе песни были сняты клипы. Альбом "Мечты" издан на виниловых пластинках. Издание напечатано на дисках-гигантах чёрного цвета. Производство пластинок велось в Германии. Они комплектуются внешним и внутренним иллюстрированными конвертами. На внутреннем конверте напечатаны тексты всех вошедших в альбом песен. Сражайтесь за то, что вы любите, а не против тех, кого ненавидите. И дивной вам глубины, в ранний вечер позднего дня… Оценить звучание виниловых пластинок группы "АукцЫон" можно в Клубе "Механика" в один из "Чёрных Четвергов" (Че/Че) (18+) . Все выпуски рубрики #МагияВинила можно найти здесь . Фото: Антон Котов