Киноистория Суздаля: как город-музей превратился в «русский Голливуд»?
Тихие уютные улочки и узорчатые деревянные дома, нарядные купеческие усадьбы и россыпь церковных куполов. Суздаль – уникальный город, сохранивший до наших дней неповторимый исторический колорит и удивительные памятники древнерусского зодчества. Своим сказочным обликом он производит впечатление ожившей декорации из какого-нибудь фильма. Недаром местные пейзажи облюбовали для съемок многие отечественные кинематографисты, а сам город-музей в народе прозвали «русским Голливудом».
На суздальской земле было снято больше 60 кинокартин, и с каждым годом этот список только пополняется. Здесь рождаются и исторические драмы, и классические водевили, и документальные ленты, и современные сериалы. Самой яркой страницей в кинокарьере живописного городка по праву считается бессмертная комедия с Георгием Вициным, снятая по мотивам трилогии Островского.
Смотрите х/ф «Женитьба Бальзаминова» 7 июля в 19:45 и 9 июля в 7:15 на телеканале «МИР».
Когда режиссер Константин Воинов взялся за экранизацию классики, возникла непростая задача. Как в реалиях советского времени правдоподобно изобразить в кадре Москву XIX столетия? Вскоре оказалось, что на эту роль идеально подходит Суздаль – город с патриархальным укладом и обстановкой купеческого быта. О том, как эта лента и другие знаменитые картины прославили скромный городок во Владимирской области, читайте в материале MIR24.TV.
«Женитьба Бальзаминова», 1964
Деревянный приземистый домик с зелеными наличниками по адресу Старая улица, 13, уже без малого 60 лет служит популярной достопримечательностью Суздаля. Именно в этом неприметном бревенчатом жилище по сюжету обитали главные герои фильма – Михаил Бальзаминов и его маменька. Сегодня же здесь располагается частный музей, в котором проводятся полноценные экскурсии и продаются памятные сувениры.
В сотне метров от «домика Бальзаминова» находится Ризоположенский монастырь. На его территории снимали эпизод со сновидениями Миши, в которых он представлял себя «царем» и «генералом». Тут же проходил и воображаемый «военный парад», участники которого уверенно маршировали по брусчатой площади с торговыми рядами. А вот эпизод знаменитого чаепития купчихи Белотеловой в саду снимался на оборонительном валу города на фоне пышной зелени и сверкающих куполов церквей.
Работа над фильмом длилась всего три месяца. Для ленты такого уровня это рекордно сжатые сроки. Известно, что после выхода картины в прокат режиссер и многие члены съемочной группы еще не раз возвращались в старинный город, чтобы насладиться его атмосферой и посетить памятные места.
«Андрей Рублев», 1966
Еще одним режиссером, увековечившим суздальские красоты в своем фильме, стал Андрей Тарковский. Кинематографист приехал в город, чтобы снять восьмой эпизод исторической драмы «Андрей Рублев». В финальных сценах можно рассмотреть панорамы древнего Суздаля. В кадре часто появляются Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри.
Примечательно, что в 70 километрах от города киношники возвели сложную декорацию для колокола, вес которого достигал пяти тонн. Однако собранная в спешке конструкция оказалась непрочной и вскоре обрушилась из-за проливных дождей. Ремонт «колокольной ямы» занял много времени и существенно ударил по бюджету фильма.
Впрочем, эти жертвы оказались не напрасны. В 2017 году в Суздале открыли монумент в память о съемках фильма. В центре композиции можно заметить тот самый колокол, а перед ним три фигуры: режиссера и двоих героев фильма. По одной из версий, памятник установили в том месте, где Тарковский решил, что снимать последнюю новеллу будет именно в этой местности.
«Чародеи», 1982
В Суздале была снята и одна из главных новогодних киносказок страны. Правда, в музыкальной комедии «Чародеи» патриархальный городок превращается в волшебный Китежград. Основное действие фильма разворачивается в стенах «НУИНУ» – Научного Универсального Института Необыкновенных Услуг. Чтобы изобразить его на экране, кинематографисты применили комбинированный метод съемок. Здание сказочного института «собрали» из двух реально существующих строений. В роли основной части выступила московская гостиница, а сверху в качестве крыши использовали двускатный ресторан суздальского туристического комплекса.
Именно на эту крышу съемочная группа водрузила того самого бутафорского коня, на которого впоследствии забирались герои Валентина Гафта и Александра Абдулова. Кстати, в этой сцене обошлось без монтажных хитростей и даже без услуг профессиональных каскадеров. Актеры самостоятельно карабкались на крышу, чтобы отснять эпизод спасения.
А вот при натурных съемках киношники были вынуждены проявить смекалку. Работа над фильмом началась в апреле, но по сценарию действие ленты происходит в канун Нового года. Чтобы создать в кадре ощущение зимнего пейзажа, приходилось сгребать остатки нерастаявшего снега и лепить из них сугроб. Дальше в дело шли операторское мастерство и чудеса ракурса.
«Царь», 2009
Знаковым событием для современных суздальцев оказались съемки исторической драмы Павла Лунгина. Режиссер лично выбрал старинный город для своего нового проекта, объяснив решение тем, что в Суздале «правильная атмосфера» и «этот город вне времени». Как и в «Женитьбе Бальзаминова», местные пейзажи снова превратились в иллюстрацию Москвы, только на этот раз XVI века.
Фильм, погружающий в обстановку времен правления Ивана IV Грозного, снимался на высоком берегу реки Каменка в Спасо-Евфимиевом монастыре. Специально для картины была собрана бутафорская деревня, занявшая больше гектара земли. Декорации оказались настолько крепкими и впечатляющими, что их решили не разбирать после окончания съемок.
Сегодня эти постройки служат музеем славянского быта. Здесь проводят экскурсии и показывают гостям, как в старину выглядели рубленые избы, хлебные печи, плуги, бороны и многое другое. А периодически киношный средневековый город снова превращается в съемочную площадку для производства других картин. Здесь же, например, снимали сериалы «Легенда» и «Годунов».