Памятник кинорежиссеру Болотбеку Шамшиеву открыли в Бишкеке: чем запомнился «кыргызский чудотворец»?

В Бишкеке открыли памятник кинорежиссеру Болотбеку Шамшиеву, народному артисту СССР и Кыргызстана. Он был одним из основателей «кыргызского чуда» – так называли кинофеномен 60-70-х годов, когда работы молодых кыргызских кинопостановщиков были лучшими на международных кинофестивалях, передает корреспондент «МИР 24» Азамат Касымбеков.

Памятник кинорежиссеру Болотбеку Шамшиеву открыли в Бишкеке: чем запомнился «кыргызский чудотворец»?
© Мир24

«Кыргызский чудотворец» – такое название дали памятнику родные Болотбека Шамшиева. Здесь ему 40. В руках – первое издание эпоса «Манас», эту книгу будущему режиссеру подарил отец. Она была источником вдохновения на протяжении всей его жизни.

«Папа всегда хотел снять фильм о «Манасе», но он понимал, что это очень масштабный проект, он готовился практически всю свою жизнь, но, к сожалению, не получилось. А то, что он изображен сорокалетним мы не спроста сделали такой выбор. Это был его расцвет, пик его творчества. Было уже создано немало картин, работ, которые были высоко оценены», отметила дочь Болотбека Шамшиева Суйутай Шамшиева.

«Можно назвать такие картины как «Выстрел на перевале Караш», «Алые маки Иссык-Куля», «Белый пароход», «Ранние журавли», – говорил писатель Чингиз Айтматов.

Вместе с Чингизом Айтматовым Болотбек Шамшиев выпустил четыре фильма. Буквально за год до своей смерти в эксклюзивном интервью телеканалу «МИР» режиссер вспоминал о работе с писателем.

«Мы же сняли биографические фильмы. «Ранние журавли» – Султанмурат это сам Айтматов, Джимурат – это его брат Ильгиз. История с лисой, которую хотели поймать на шапку для отца, это подлинная история, он мне сам признался», – рассказывал Болотбек Шамшиев.

Болотбек Шамшиев с большим уважением относился к актерам. И у самого был актерский опыт в кино. Шамшиев сыграл главную роль в фильме Ларисы Шепитько по повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз».

Те, кто работал с режиссером Шамшиевым, вспоминают: он приходил на съемочную площадку с готовым фильмом в голове. И это был секрет его успеха.

«Он в голове знал, какой должен быть костюм у этого актера, как он должен говорить. У него это было уже готово. И актеру только нужно было понять его и сделать так, как он просит. Например, другие режиссеры могли сказать: «Я вам даю свободу. Как чувствуйте, так и играйте», но Шамшиев отличался тем, что он никогда не позволял делать то, что он не задумал», – отметил заслуженный артист Кыргызской Республики Мурат Мамбетов.

Во время съемок режиссер ради жизненной правды был готов идти на риск. При создании фильма «Белый пароход» в роли младенца, который плыл по озеру в колыбели, Шамшиев снял свою шестимесячную дочь. Его жена, которая тоже играла в этой картине, просила остановить съемку, но режиссер был непреклонен.

«Жена и еще актриса – больше всех мне попадало. Чтобы других актеров, когда ругает, смело к ним претензии предъявлял, чтобы они не говорили, что он жену жалеет, боится, и вот он должен был, если даже я не виновата, покричать на меня. Мне больше всего попадало и мне было легко, когда я у других режиссеров снималась», – рассказала первая супруга режиссера Айтурган Темирова.

«Есть одна вещь, которую многие не знают, это знают только киношники. Кино это такая профессия, которая как болото тебя засасывает и ты уже никогда оттуда не выберешься», говорил Шамшиев.

Год назад указом президента Кыргызстана режиссеру была присвоена высшая степень отличия – «Герой Кыргызской Республики» посмертно. Сегодня глава кабмина передал его сыну орден «Ак Шумкар».

Кроме кино Болотбек Шамшиев увлекался историей и традициями кочевых народов. Именно он разработал и написал правила национальной игры кок-бору, по которым до сих пор проходят республиканские соревнования.