Памятник кинорежиссеру Болотбеку Шамшиеву открыли в Бишкеке: чем запомнился «кыргызский чудотворец»?
В Бишкеке открыли памятник кинорежиссеру Болотбеку Шамшиеву, народному артисту СССР и Кыргызстана. Он был одним из основателей «кыргызского чуда» – так называли кинофеномен 60-70-х годов, когда работы молодых кыргызских кинопостановщиков были лучшими на международных кинофестивалях, передает корреспондент «МИР 24» Азамат Касымбеков.
«Кыргызский чудотворец» – такое название дали памятнику родные Болотбека Шамшиева. Здесь ему 40. В руках – первое издание эпоса «Манас», эту книгу будущему режиссеру подарил отец. Она была источником вдохновения на протяжении всей его жизни.
«Папа всегда хотел снять фильм о «Манасе», но он понимал, что это очень масштабный проект, он готовился практически всю свою жизнь, но, к сожалению, не получилось. А то, что он изображен сорокалетним – мы не спроста сделали такой выбор. Это был его расцвет, пик его творчества. Было уже создано немало картин, работ, которые были высоко оценены», – отметила дочь Болотбека Шамшиева Суйутай Шамшиева.
«Можно назвать такие картины как «Выстрел на перевале Караш», «Алые маки Иссык-Куля», «Белый пароход», «Ранние журавли», – говорил писатель Чингиз Айтматов.
Вместе с Чингизом Айтматовым Болотбек Шамшиев выпустил четыре фильма. Буквально за год до своей смерти в эксклюзивном интервью телеканалу «МИР» режиссер вспоминал о работе с писателем.
«Мы же сняли биографические фильмы. «Ранние журавли» – Султанмурат это сам Айтматов, Джимурат – это его брат Ильгиз. История с лисой, которую хотели поймать на шапку для отца, это подлинная история, он мне сам признался», – рассказывал Болотбек Шамшиев.
Болотбек Шамшиев с большим уважением относился к актерам. И у самого был актерский опыт в кино. Шамшиев сыграл главную роль в фильме Ларисы Шепитько по повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз».
Те, кто работал с режиссером Шамшиевым, вспоминают: он приходил на съемочную площадку с готовым фильмом в голове. И это был секрет его успеха.
«Он в голове знал, какой должен быть костюм у этого актера, как он должен говорить. У него это было уже готово. И актеру только нужно было понять его и сделать так, как он просит. Например, другие режиссеры могли сказать: «Я вам даю свободу. Как чувствуйте, так и играйте», но Шамшиев отличался тем, что он никогда не позволял делать то, что он не задумал», – отметил заслуженный артист Кыргызской Республики Мурат Мамбетов.
Во время съемок режиссер ради жизненной правды был готов идти на риск. При создании фильма «Белый пароход» в роли младенца, который плыл по озеру в колыбели, Шамшиев снял свою шестимесячную дочь. Его жена, которая тоже играла в этой картине, просила остановить съемку, но режиссер был непреклонен.
«Жена и еще актриса – больше всех мне попадало. Чтобы других актеров, когда ругает, смело к ним претензии предъявлял, чтобы они не говорили, что он жену жалеет, боится, и вот он должен был, если даже я не виновата, покричать на меня. Мне больше всего попадало и мне было легко, когда я у других режиссеров снималась», – рассказала первая супруга режиссера Айтурган Темирова.
«Есть одна вещь, которую многие не знают, это знают только киношники. Кино – это такая профессия, которая как болото тебя засасывает и ты уже никогда оттуда не выберешься», – говорил Шамшиев.
Год назад указом президента Кыргызстана режиссеру была присвоена высшая степень отличия – «Герой Кыргызской Республики» посмертно. Сегодня глава кабмина передал его сыну орден «Ак Шумкар».
Кроме кино Болотбек Шамшиев увлекался историей и традициями кочевых народов. Именно он разработал и написал правила национальной игры кок-бору, по которым до сих пор проходят республиканские соревнования.