Чем занимается экс-министр культуры Михаил Швыдкой?
Михаил Ефимович Швыдкой может по праву считаться талантливым человеком. Он смог себя реализовать как искусствовед, телеведущий, менеджер, министр и даже дипломат. И сегодня он является специальным представителем президента РФ по международному культурному сотрудничеству.
Родился Михаил Швыдкой в 1948 году в небольшом городке Кант в Киргизии. Его отец был военным, а мать — хирургом. Будущее «культурное» воспитание досталось Михаилу от отчима, который был выпускником консерватории и тромбонистом. В школе будущий министр учился на отлично, да и по поведению был самым прилежным. Обучение в школе с математическим уклоном вроде бы не предполагало творческого продолжения жизни, но молодой человек вдруг решил поступать в ГИТИС. Учился он на искусствоведа по специальности «Театроведение». После окончания вуза распределение отправило Швыдкого аж в Улан-Удэ. В этом городе он преподавал зарубежную литературу и театральное искусство.
Отбыв распределительную повинность, в 1973 году Швыдкой возвращается в Москву и устраивается корреспондентом в ежемесячный журнал «Театр», где проработает 17 лет и дорастет до должности заместителя главного редактора. Руководил журналом «Театр» в 70-е годы Афанасий Салынский, который был не только известным драматургом, но и писал сценарии к художественным фильмам. Не прошло телевидение и мимо Швыдкого. Собственно он сотрудничал с ТВ еще в студенческие годы и продолжал это делать в Бурятии.
С середины 70-х Швыдкой пишет сценарии для программы «Театральные встречи», а вскоре становится и ведущим передачи «У театральной афиши». К этому времени Михаил Ефимович развелся со своей первой женой, дочерью писателя Юзефа Принцева Ольгой, и расписался второй раз. Теперь его избранницей стала актриса Марина Поляк, известная по роли стюардессы Кати Рябцевой в фильме «Мимино». Кстати, у Поляк был сын от её первого неудачного брака. Он тоже стал актером, а в новом браке у пары в 1979 году родился еще один сын, посвятивший жизнь работе продюсером на одном из телеканалов.
В 80-е годы Швыдкой продолжал активно сотрудничать с телевидением. Писал сценарии для документальных фильмов. Например, для работы о возвращении режиссера Юрия Любимова. Перемены в стране Швыдкой принял. По его словам, большую роль в его воспитании сыграла бабушка, которая постоянно ругала советскую власть. Сам Швыдкой вступит в КПСС, но позднее назовет это поступком ради карьеры. После событий в Вильнюсе в 1991 году он сдаст свой партийный билет.
Резко вверх карьера Швыдкого пошла с 1990 года. Сначала он получил должность главы государственного редакционно-издательского комплекса «Культура», а в 1993 году оказывается в кресле заместителя министра культуры России. В нем он проведет четыре года. В 1997 году возникла идея создать телеканал «Культура», а сделать его главным редактором Борис Ельцин решил Михаил Швыдкого. 1 ноября вещание телеканала началось. Практически своему детищу Швыдкой отдавал все силы и смог собрать на канале хорошую команду. Например, на «Культуру» пришли Татьяна Паухова, Екатерина Андроникова, Наталья Приходько и Лана Дилович. Уже в мае 1998 года Швыдкого назначают председателем Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК). Перед ним была поставлена задача объединить под крылом ВГТРК все государственные электронные средства массовой информации. С ней Швыдкой успешно справился и к моменту его ухода из ВГТРК в январе 2000 года в компании работало уже более 50 тысяч человек.
В качестве признания его работы Швыдкой получает должность министра культуры Российской Федерации. На четыре года он возглавил ведомство, которое несет ответственность за огромное культурное наследие государства и должно заботится о его сохранении и преумножении.
«Это очень тяжелая работа, и я никому в этом смысле не завидую, и всем своим преемникам желаю только удачи. Министр культуры ведь имеет дело с очень разнообразным пространством – с искусством, с явлениями мировой культуры, такими как Большой, Мариинский и дальше по списку. Они виднее, они на обложке. А заботиться надо о том, кто приходит в музыкальную школу в селе, как там живет учитель музыки и рисования, как он обеспечен?», - скажет об этих годах Михаил Швыдкой.
Опыт деятельности министра по преобразованию ВГТРК был учтен, когда в 2004 году он получал новое назначение. Теперь ему предстояло возглавить совершенно новое ведомство — Федеральное агентство по культуре и кинематографии (Роскультура). Здесь Швыдкой трудился еще четыре года, но затем возобладало мнение, что с возложенными на Агентство функциями ранее вполне справлялось и министерство культуры. В мае 2008 года одним из первых указов Дмитрия Медведева Роскультура была упразднена, а Швыдкой вошел в историю как первый и единственный руководитель этого Агентства. Все функции Роскультуры были возвращены Минкультуры.
Теперь Швыдкому было суждено стать специальным представителем президента РФ по международному культурному сотрудничеству. Этот пост он занимает до сих пор. Тогда же, в 2008 году, Швыдкому был присвоен статус посла по особым поручениям министерства иностранных дел в связи с новым назначением. Должность была новой и занимающий её должен развивать международное культурное сотрудничество и создавать положительный образ России за рубежом.
Новая работа вполне позволяла принимать участие во множестве культурных проектов. Так, в том же 2008 году Швыдкой становится президентом фонда «Академия российского телевидения». Почти все прожекты, которые в то время он начинал, в том или ином виде существуют до сих пор. Он вел или ведет такие телепередачи, как «Культурная революция» (17 лет на канале «Культура»), «Приют комедиантов» («Россия», «Первый канал», «ТВ Центр»), «Жизнь прекрасна» («Россия, «Домашний», СТС), «Человек в большом городе» («ТВ Центр»), «Агора» («Россия-Культура»).
В 2012 году Швыдкой вместе с продюсером Давидом Смелянским создает Театр мюзикла. Об этом проекте он рассказал так: «Когда-то давно я очень хотел сделать такое ревю, чтобы показать, насколько русская и американская музыка 1930-х годов похожи. Из этого достаточно случайно родился театр. Я думал поставить один спектакль, но ведь у нас все так: если хочешь испечь булку, нужно купить колхоз, который производит зерно, потом еще мукомольную фабрику, а затем – сеть магазинов, чтобы этот хлеб продавать. Так уж случилось, что театр мюзикла возник из ничего». Проект удался и ежегодно радует своих почитателей новыми премьерами.
О политике Швыдкой в своих многочисленных телепередачах в какой-то момент перестал говорить, так как это «перестало ему быть интересным». Себя человеком демократических убеждений он не считает, но все же характеризует себя как либерала. По его мнению, для государственного чиновничества это даже хуже.
Кроме творчества Швыдкой занимается преподаванием, являясь научным руководителем Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере МГУ. В ГИТИСе он читает лекции по истории и современности зарубежного театра.
После введения санкций против России под удар попал и кинопрокат. В ответ Швыдкой предложил ввести параллельный прокат и принудительное лицензирование иностранных кинокартин, производители и продюсеры которых приостановили свою работу на российском рынке.
Уехавших из России после начала СВО представителей творческой интеллигенции Швыдкой считает потерянными для страны. По его мнению, эти звезды сами отвернулись от своих поклонников, нарушили не только моральный кодекс, но и государственные законы.
«Те, кто занимает сегодня жесткую антироссийскую позицию, я не думаю, что они смогут вернуться. С моей точки зрения, художники должны в такие периоды оставаться на родине», - говорит Швыдкой.
В этом году снова проходит Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова. В столице уже выступили творческие коллективы из Аргентины, Казахстана, Белоруссии, Армении, Индии, Вьетнама и Чили. Осенью в Москву приедут артисты ЮАР, Китая, Кубы, Бразилии, Узбекистана, Киргизстана. Руководит с этого года фестивалем в качестве его президента Михаил Швыдкой. Культурная деятельность экс-министра культуры продолжается...