Кармен, Любаша, черноглазая казачка. Самые яркие партии Тамары Синявской

6 июля исполняется 80 лет оперной певице, народной артистке СССР Тамаре Синявской. В честь весомого юбилея вспомним пять самых популярных образов артистки, берущих начало в литературе.

Кармен, Любаша, черноглазая казачка. Самые яркие партии Тамары Синявской
© Российская Газета

"Ни одного упрека нельзя предъявить Тамаре Синявской, обладающей одним из прекраснейших голосов, которые нам доводилось когда-либо слышать. <…> С редкой музыкальностью и большим чувством она исполняет "Сегидилью" из "Кармен". Также безупречно ее французское произношение. Это поистине великое искусство!" - так писала французская пресса об одной из лучших Кармен мира. Сегодня исполняется 80 лет советской и российской оперной певице, народной артистке СССР и народной артистке Азербайджана - Тамаре Синявской. В честь юбилея вспоминаем яркие моменты творческой биографии певицы.

Тамара начала петь рано, поэтому мать ее отдала в Ансамбль песни и плясок в шестилетнем возрасте - так началась карьера юной артистки. Получив богатый опыт, повзрослев, Тамара поступила в музыкальное училище при Московской консерватории, а вместе с этим пела в хоре Малого театра.

Окончив учебу, певица начала стажироваться в Большом театре. А спустя год Тамара попала в основной состав труппы - неслыханная ситуация. 20-летняя девушка, не имеющая консерваторского образования, попала в лучший театр страны! Но ее роль смелого патриота Вани из "Ивана Сусанина" Михаила Глинки на прослушиваниях не оставила никого из комиссии равнодушным. Позже Тамара исполняла партию Ольги из "Евгения Онегина". Критики признали, она - лучшая из Ольг.

Настоящий карьерный взлет Тамары случился во время гастролей Большого театра в Париже, где мировая музыкальная общественность по достоинству оценила ее Кармен - одну из ключевых ролей в жизни любой меццо-сопрано! А профессиональное общество признало талант и мастерство Тамары во время IV Конкурса Чайковского, где она разделила I место вместе с Еленой Образцовой, а в жюри тогда сидела Мария Каллас. Так началась головокружительная карьера оперной певицы. Безусловно, на ее творческий путь и популярность также повлиял союз с Муслимом Магомаевым, вместе с которым она часто выступала в дуэте.

Тамара отдала Большому театру сорок лет своей жизни. За все это время ее бархатный голос прозвучал практически во всех главных партиях репертуара меццо, а некоторые роли стали непревзойденными, например, Кармен, Ольга, Марина Мнишек из "Бориса Годунова" Модеста Мусоргского и Любаша из "Царской невесты" Римского-Корсакова.

В ее репертуаре образы из опер Чайковского, Верди, Пуччини, Римского-Корсакова, Бородина, Прокофьева, Бриттена, Мурадели и других. У певицы невероятный диапазон голоса, где тембр держится от самой низкой до самой высокой нот, мягкое и исключительное звучание голоса и крепкое сценическое мастерство. Ее называли "лучшей русской вокалисткой итальянской школы".

Сегодня Тамара нашла себя на педагогическом поприще, обучает молодых вокалистов, дает мастер-классы и заведует кафедрой вокального искусства в ГИТИСе, в своем alma mater.

Кармен (Проспер Мериме)

Партия в опере Жоржа Бизе по мотивам одноименной Новеллы Проспера Мериме - главная в карьере любой меццо-сопрано. Образ роковой женщины, игравшей судьбами людей как игральными костями, подвластен не каждой певице. Столь экстравагантный сюжет не сразу был принят французской публикой, но видевший первые неудачные постановки Петр Чайковский тогда заявил, что это шедевр, и предрек опере высокую популярность, а дерзкая "Хабанера" (L'amour est un oiseau rebelle…) по сей день входит в число самых популярных номеров классической музыки. Такой же мировой успех Кармен принесла и Тамаре, выступавшей с нею на родине оперы - в Париже.

"Лаура" (Александр Пушкин)

Опера Даргомыжского "Каменный гость" - новаторская для своего времени. Она написана не "по мотивам", а точно на текст пушкинской "маленькой трагедии". И, соответственно, в ней нет привычного для классической оперы деления на арии и речитативы. Но по ходу действия молодая актриса Лаура поет своим гостям песню. Пушкин не уточнил, что это за песня - и потому Даргомыжский использовал "испанское" стихотворение Пушкина "Я здесь, Инезилья", которое с истинно испанской страстью исполняла Тамара Синявская.

"Черноглазая казачка" (Илья Сельвинский)

Бойкая и задорная песня может показаться русской народной, но у нее есть конкретный создатель - Матвей Блантер, автор "Катюши". Он сочинил ее в 1966 году специально для певца Леонида Харитонова - солиста Академического ансамбля песни и пляски советской армии им. А. В. Александрова. Позже песня звучала в фильме-концерте "Новогоднее похищение". Песня написана на стихотворение Ильи Сельвинского "Казачья шуточная". Матвей Блантер, "распевая" строки стихотворения, еще акцентирует его хореический ритм, слова подчиняются упругому неравномерному ритмическому рисунку, под который невозможно не заплясать.

"Любаша" (Лев Мей)

В числе русских оперных образов для меццо-сопрано Любаша занимает особое место. Она - ключевой и единственный вымышленный персонаж оперы Римского-Корсакова "Царская невеста": волевая женщина, которая в порыве отчаяния пытается сохранить возлюбленного Григория Грязно́го и избавиться от Марфы, в которую тот влюблен. А свою глубокую печаль Любаша выражает в знаменитой арии. Масштабная лирическая драма с выразительной музыкой, с участием реальных исторических лиц написана по пьесе Льва Мея в обработке Ильи Тюменева. "Царская невеста" - любимая опера Тамары Ильиничны, она отмечала, что Любаша - русская женщина, которая точно и тонко выписана в музыке Римского-Корсакова.

"Забыть так скоро" (Алексей Апухтин)

Чайковский переосмысляет сам камерный жанр романса, превращая его в вокальную поэму. Романс "Забыть так скоро…" на слова его старшего друга и наставника Алексея Апухтина - ранний опыт композитора, который на тот момент еще не завоевал музыкальный олимп.

Полная версия на портале ГодЛитературы.РФ