Денис Мацуев провел фестиваль "Alma mater: "Новые имена" в Суздале"

Музыкальный фестиваль "Alma mater: "Новые имена" в Суздале" под руководством народного артиста России, президента фонда "Новые имена" Дениса Мацуева отметил свой первый юбилей. В этом году фестиваль, проводившийся уже в пятый раз, объединил два концерта с участием известных воспитанников и восходящих звезд "Новых имен". 1 июля прошел концерт камерной музыки, а 2 июля - гала-концерт под открытым небом.

Денис Мацуев провел фестиваль "Alma mater: "Новые имена" в Суздале"
© Российская Газета

XXХI Международная творческая школа "Новые имена" проходит в Суздале этим летом с 23 июня по 22 июля. В первую смену приехали 195 участников из 24 регионов России, от Калининграда до Ямала, а также одаренные дети из Белоруссии и Узбекистана. Фестиваль организован в рамках регионального проекта "Творческие люди" национального проекта "Культура".

Площадка первого дня смотра представляла шатер рядом с Туристическим комплексом Суздаля. Кратковременный дождь не стал помехой для музыкантов и публики, которая прибывала на площадку июльским вечером. Вместе с камерным составом Владимирского губернаторского симфонического оркестра под руководством Артема Маркина выступили юные дарования "Новых имен". Дмитрий Мелькумов порадовал изящной игрой в барочном концерте для гобоя и струнных итальянского композитора Алессандро Марчелло. Не менее виртуозной оказалась музыка Флейтового концерта чеха Карла Стамица в превосходном исполнении Льва Камаева.

Академическая музыка на время концерта ненадолго уступила место народной. В исполнении юного баяниста Михаила Лосьмакова прозвучало Концертино "Франческа" Вячеслава Семенова. А с искрометными вариациями на тему романса Александра Алябьева "Соловей" в скрипичной транскрипции Анри Вьетана искусно справлялась на домре концертмейстер Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н. П. Осипова Екатерина Мочалова. Не обошлось и без традиционной скрипичной классики. Ева Плакун экспрессивно сыграла знаменитую Интродукцию и Рондо каприччиозо Камиля Сен-Санса, поразив слушателей россыпью динамических оттенков и спектром нюансов.

Гала-концерт фестиваля проходил в суздальском амфитеатре в формате open-air. Для президента фонда "Новые имена", народного артиста России Дениса Мацуева это его любимое детище занимает особое место в обширном гастрольном графике. Ведь оно связано с молодыми талантами, которыми так богата древняя владимирская земля. Каждое лето сюда в Суздаль приезжают одаренные дети из разных уголков необъятной России показать свое мастерство и обрести новые навыки исполнительства. Уже много лет Денис Мацуев проводит в этих местах творческую школу для юных музыкантов. Сам летний фестиваль прочно связан с проектом "Новые имена", в программах которого выступают как молодые талантливые музыканты, так и прославленные исполнители.

Идея организации фестиваля возникла в 2017 году, когда в Суздальском Кремле состоялся праздничный концерт, посвященный 25-летию Летней творческой школы Фонда. В этом году фестиваль празднует свой первый скромный юбилей.

Концертный вечер открыли выступления новоявленных лауреатов XVII международного конкурса имени П. И. Чайковского. Пианист-виртуоз из Ростова-на-Дону Сергей Давыдченко, выпускник школы "Новые имена", в сопровождении Владимирского губернаторского симфонического оркестра под управлением Артема Маркина исполнил первую часть из Концерта №1 для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского. В его игре преобладает глубина исполнительского мышления, обстоятельная продуманность, что, несомненно, придает его музицированию особый оттенок.

Обладатель серебряной медали конкурса имени П. И. Чайковского талантливый скрипач Равиль Ислямов играет на уникальном инструменте работы итальянского мастера Гварнери дель Джезу 1735-го года. Раритетную скрипку молодому музыканту предоставил Санкт-Петербургский дом музыки. Финал Скрипичного концерта Чайковского был преисполнен героизма и экспрессии в интерпретации Равиля Ислямова. 11-летний Даниил Абросимов из Нижнего Новгорода, стипендиат "Новых имен" и победитель Международного конкурса юных музыкантов "Щелкунчик" (2022 год в номинации "фортепиано") впечатлил своей изящной исполнительской трактовкой 2-й и 3-й частей Концерта №23 для фортепиано с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта.

Джазовых красок в палитру программы солнечного суздальского вечера добавил кларнетист Артур Назиуллин, блестяще сыгравший Концерт для кларнета с оркестром американского композитора Арти Шоу, одного из ярких представителей свингового направления.

Вместе с молодыми виртуозами на сцене летнего Амфитеатра объединились известные российские исполнители. Виолончелист Борислав Струлев вдохновенно исполнил транскрипцию Арии Ленского из оперы "Евгений Онегин" Петра Чайковского, а Екатерина Мочалова - темпераментную Бурлеску - финал Первого скрипичного концерта Дмитрия Шостаковича.

Постепенно накалявшуюся атмосферу концерта, приближая ее к ожидаемой кульминации (выходу на сцену Дениса Мацуева), разбавил джазовый контрабасист и композитор Андрей Иванов с Колыбельной собственного сочинения. И наконец появление Дениса Мацуева, вихрем промчавшегося по сцене, вовлекло зрителей в стихию азарта и веселья Первого фортепианного концерта с солирующей трубой Дмитрия Шостаковича. Это произведение передает целую гамму настроений и эмоций, отличается калейдоскопичностью и рефлексией чувств. В страстной вулканической игре Дениса Мацуева это было особенно ярко выражено, в том числе в его виртуозном диалоге с Александром Бахаревым (труба) и музыкантами Владимирского губернаторского оркестра под управлением Артема Маркина, чутко реагирующим на все желания и устремления солирующих музыкантов.

Кстати

К 1000-летию Суздаля, которое будет широко отмечаться в следующем году, Денис Мацуев не исключает более универсальной программы "Альма Матер", в которой он хотел бы видеть воспитанников школы "Новые имена", играющих на разных площадках Суздаля в марафоне классической и джазовой музыки.

Прямая речь

Денис Мацуев, пианист:

- "Альма матер" - это наша школа. Только что завершился конкурс Чайковского, уникальный фейерверк разных школ и интерпретаций. Основная русская команда лауреатов, победителей конкурса Чайковского - это новоименцы, которые прогремели на весь мир! Сегодня с нами здесь Сергей Давыдченко и Равиль Ислямов, достойные победители конкурса! Каждое утро начинается с нуля, впереди у каждого из них активная гастрольная жизнь - новые программы, впечатления и общение с публикой. Я знаю, что новоименцы держат свой класс. Это огромная радость находиться здесь в этом святом месте. В Суздале мы прошли настоящую школу жизни не только профессиональную, но и спортивную. Маэстро Артем Маркин и Владимирский губернаторский симфонический оркестр принадлежат к числу моих любимейших коллективов. Это сотворчество, импровизация, самые сложнейшие произведения, которые были сыграны за долгие годы нашей совместной дружбы. Этот коллектив навсегда останется спутником нашего фестиваля "Альма матер".

Артем Маркин, художественный руководитель и главный дирижер Владимирского Губернаторского симфонического оркестра, заслуженный артист России:

- Большая часть лауреатов конкурса Чайковского прошла через "Новые имена". У нас есть "Музыкальный фестиваль", связанный с "Новыми именами". А с Денисом Мацуевым мы уже около 20 лет сотрудничаем. Фестиваль, как видите, гораздо моложе. "Новые имена" - это вообще такая владимирская тема, такие перлы музыкальные выращивают в этом чудесном инкубаторе. За все годы эти замечательные ребята со всей России пропускались через наш фестиваль, их имена хорошо известны владимирской публике. Существует так называемый классический золотой стандарт русской исполнительской школы, который в советское время был утвержден в творчестве Гилельса, Рихтера, Ойстраха, Когана и Ростроповича. В наше сегодняшнее время он тоже бережно сохранялся, благодаря таким музыкантам, как Николай Луганский, Денис Мацуев. Но постепенно отечественный навык стал утрачивать свое влияние. И вот наконец-то настал тот самый момент, когда об этом снова вспомнили. Сергей Давыдченко - возрождение того самого золотого стандарта русской исполнительской школы. Это тот самый настоящий Первый фортепианный концерт Чайковского, который мы привыкли слышать во всем его богатстве. Ведь под словом золотой стандарт я не имею в виду стандартное исполнение, а, напротив, вкладываю высокий этический смысл, потому что вот эти все интерпретационные отклонения могут заключаться и в пианизме. Игра Сергея Давыдченко необычайно совершенна и проникновенна. Слушая его на конкурсе и находясь с ним на одной сцене, я понял, что этот юноша является хранителем той исконной традиции великой исполнительской школы, и возлагаю самые светлые надежды на ее светлое возрождение.