«Яндекс.Музыка» начнет бороться с песнями ненависти
«Яндекс.Музыка» изменит правила размещения контента. Как задумал сервис и Ассоциация музыкальной индустрии, треки будут проверять сначала с помощью специальных алгоритмов, а затем вручную модератором.
Если в композиции есть ненормативная лексика, она с 2015 года и так должна помечаться латинской буквой E, что значит Explicit Content — «откровенный контент». В настройках сам пользователь может либо разрешить слушать треки с матом, либо нет. Условно, в треке «Экспонат» группы «Ленинград» определение штанов, в которых героиня песни идет на выставку, есть в двух вариантах. Можно выбрать, «в каких штанах» эту песню послушать.
Помимо мата, в песнях и так нельзя призывать к смене конституционного строя, к проявлениям национализма. Но в «Яндексе» и в Ассоциации музыкальной индустрии считают, что в нынешней напряженной эмоциональной ситуации нужны дополнительные фильтры. Там придумали механизм, который позволит избежать того, что называется песнями ненависти: там, где агрессия, призывы к бесчеловечному отношению. То есть это борьба не с матом, а со смыслами, говорит исполнительный директор Ассоциации музыкальной индустрии Дмитрий Коннов:
Дмитрий Коннов исполнительный директор Ассоциации музыкальной индустрии «Разработанная «Яндексом» специальная программа искусственного интеллекта начнет прослушивать треки, выявляя те, которые могут попасть под определение песен ненависти. Песни, которые вызовут вопросы у искусственного интеллекта, поступят в специальную комиссию «Яндекса», и эта комиссия уже человеческим мышлением, эмоциями и представлениями, что такое ненависть, попытается подтвердить, что из этих треков тот или иной неприемлем для сервиса с точки зрения эмоционального настроя. Если правообладатель или творец согласен, что корректировка текста возможна, — предыдущая версия трека удаляется, появляется новая. Если трек является принципиальным, то есть экспертный совет преподавателей Высшей школы экономики — это профессиональные филологи и лингвисты, которые в этой ситуации последняя инстанция. Если они будут не согласны с решением «Яндекса» и их заключение будет для артиста положительным, трек вернется на площадку».
Из песен, конечно, слов не выкинешь. На Западе подобные маркеры были только по поводу мата, напоминает журналист, музыкальный критик Илья Легостаев:
Илья Легостаев журналист, музыкальный критик «Еще в середине 1980-х в Америке начали маркировать компакт-диски, кассеты и виниловые альбомы, [привлекая] внимание родителей: содержит нецензурную лексику. Вряд ли это останавливало потребителя, но, по крайней мере, лейбл честно всех предупреждал. Важно, чтобы стриминги всех предупредили, а остальное на ответственности самих потребителей или их родителей, если они еще маленькие. Я надеюсь, что за этим не последует следующий шаг, который так любят у нас делать в последнее время: что неприличными будут считаться слова, в которых выражена неподходящая политическая позиция. Это уже будет прямая цензура».
У исполнителей к новой схеме тоже есть вопросы. Продолжает лидер фолк-метал-группы «Кот Баюн» Александр:
Александр лидер фолк-метал-группы «Кот Баюн» «У нас есть песни, в которых мы воспеваем исторические факты из нашего прошлого, например татаро-монгольское иго. Я не хочу разжигать ненависть между русским народом и монголами, но в песне мы поем о том, что дрались, были битвы: Куликово поле, полчища тех и других. Это исторические моменты. Вопрос: как это реализуют? Что будет считаться ненавистью? У нас порой перегибают с такими моментами. Я понимаю, когда призывы, лозунги, может быть, это действительно стоит, а если автор не хочет разжечь ненависть, но сколько людей, столько и мнений, каждый понимает же все по-своему».
Когда правила размещения контента в «Яндекс.Музыке» изменятся окончательно, пока неизвестно. По данным Ассоциации музыкальной индустрии, новый механизм протестировали. Из 15 тысяч проверенных треков в итоге удалили четыре композиции. Утверждают, что художественной ценности эти треки не составляют.