Трудное искусство простоты. Альбина Шагимуратова о "влюбленностях" Валерия Гергиева и конкуренции в опере

Громкой премьерой XXXI фестиваля "Звезды белых ночей" в Петербурге стало концертное исполнение одной из самых сложных опер за всю историю бельканто - "Пуритане" Винченцо Беллини. "РГ" беседует с Альбиной Шагимуратовой, исполнительницей партии Эльвиры.

Трудное искусство простоты. Альбина Шагимуратова о "влюбленностях" Валерия Гергиева и конкуренции в опере
© Российская Газета

Есть для вас принципиальная разница между сценическим и концертным воплощением оперы?

Альбина Шагимуратова: Безусловно. Перед исполнителями стоят две совершенно разные задачи. В концертном варианте они гораздо сложнее: там нет действия, нужно все выразить голосом.

Как давно появилась партия Эльвиры в вашем репертуаре?

Альбина Шагимуратова: Пять лет назад - я пела ее по приглашению Энтони Фрейда, директора Чикагской лирической оперы. Он специально для меня решил перенести в Чикаго постановку "Метрополитен-опера". Дирижировал Энрике Маццола, один из лучших интерпретаторов белькантового репертуара. Я очень многое у него почерпнула. Думаю, "Пуритане" - самая сложная опера Беллини, я очень рада к ней вернуться в Мариинке и надеюсь, что маэстро Гергиев включит в репертуар театра и ее сценическую версию. Эту оперу последний раз исполняла итальянская оперная труппа в Москве еще в конце XIX века, а в Петербурге она вообще не звучала.

Чем вам дорога роль Эльвиры? Если сравнить, например, с такой коварной партией, как Семирамида у Россини?

Альбина Шагимуратова: Россиниевский стиль подразумевает другое туше, оттенки и работу с вокальными фразами. Эльвира же требует ювелирной отделки, "вышивать" голосом все эти фиоритуры очень непросто! Эта партия требует многолетнего "впевания".

Фото: Пресс-служба Мариинского театра

Недавно вы попрощались с "Лючией ди Ламмермур" Доницетти. Трудно расставаться с любимыми ролями?

Альбина Шагимуратова: Валерий Абисалович предложил мне летом снова спеть Лючию на фестивале "Звезды белых ночей". Хочется выйти на сцену в новом репертуаре, но маэстро так влюблен в "Лючию", что я не знаю, когда мне удастся с ней расстаться. К тому же спектакли записывались и будут выпущены на DVD.

Я вижу, вы любите включать в свои концерты репертуарные редкости вроде Концерта для голоса с оркестром Рейнгольда Глиэра?

Альбина Шагимуратова: Да, люблю петь редкие вещи. Концерт Глиэра я готова была исполнить целиком, но эта идея возникла у Гергиева поздно, и я не успевала восстановить вторую часть за два дня до выступления. Монографический вечер из произведений Глиэра состоялся в День России в Концертном зале Мариинского театра - там прозвучали еще и концерты для арфы и валторны с оркестром. Концерт для голоса необычайно сложен, и мне важно, чтобы зрители погрузились в эту чудесную музыку и поняли ее смысл.

Фото: Пресс-служба Мариинского театра

Какую роль в вашей судьбе сыграла ваш педагог Галина Писаренко? Мне кажется, именно она привила вам некий аристократический подход к камерно-вокальной музыке.

Альбина Шагимуратова: Галина Писаренко передала мне простоту, она не терпела манерности и заискивания. Еще студенткой Московской консерватории я много пела романсы Глинки. В 2024 году мы будем отмечать его 220-летие, и это хороший повод выступить с программой из романсов русского гения. Пройдет очередной Международный вокальный конкурс им. Глинки, скоро я анонсирую его программу. Он ведь один из самых трудных композиторов, его романсы представляют наивысшую сложность для вокалистов. Вот романс на стихи А. Пушкина "В крови горит огонь желанья" - кажется, ничего сложного, а мало кому удается его спеть просто и естественно. Галина Писаренко учила студентов, чтобы все шло от сердца и души. И она и Нина Дорлиак хранили традицию русской вокальной школы. С годами и опытом я всё больше возвращаюсь к этим истокам. Сейчас, когда голос уже по-другому развился, пою разный репертуар, после камерного возвращаюсь к опере, к тем же Лючии и Эльвире, но уже совсем в другом понимании. Секрет успеха певицы в умении петь не ноты, а смыслы. Я часто слушаю записи Нины Дорлиак и Галины Писаренко и всегда нахожу в них что-то новое. Помню, готовясь к исполнению "Колоколов" Рахманинова, нашла запись Писаренко с Евгением Светлановым и отметила, как она своеобразно фразирует и выделяет слова, на каких участках фраз не дышит, и почему Светланов взял такой медленный темп. Я сейчас это все воспринимаю совсем иначе!

Недавно вы стали петь Малера. Что вас привлекло?

Альбина Шагимуратова: Два года назад дирижер Василий Петренко предложил исполнить "Семь песен последних лет" Малера на фестивале "Лето. Музыка. Музей" в Новом Иерусалиме. Я не сразу согласилась: ведь меня многие видят в итальянском репертуаре, а тут вдруг неожиданный поворот в мир романтических иллюзий Малера. Я очень благодарна Василию Петренко за то, что он погрузил меня в эту удивительную и сокровенную музыку. Малер - это вообще другая планета, ее тоже надо осваивать. Думаю, что и Рихарда Штрауса когда-нибудь спою, в том числе его "Четыре последние песни". Может, вокальные циклы Хуго Вольфа попробую исполнить.

Какие новые партии у вас в работе?

Альбина Шагимуратова: Электра в "Идоменее" Моцарта, Франческа в опере "Франческа да Римини" Рахманинова, Эльвира в сценической версии "Пуритан" и возможно Норма в одноименной опере Беллини.

Опыт сотрудничества с Валерием Гергиевым и труппой Мариинского театра наверняка не остался бесследным. Как вы его реализуете на практике?

Альбина Шагимуратова: Я с 2018 года официально являюсь солисткой Мариинского театра и горжусь тем, что он стал для меня родным домом.

Недавно вы вернулись из Китая с коротких гастролей…

Альбина Шагимуратова: Да, пела в Пекине у Великой Китайской стены с Владимиром Федосеевым и Большим симфоническим оркестром им. Чайковского. Китай - дружественная страна, я с удовольствием согласилась там выступить. Тем более - с маэстро Федосеевым.

Россия - многонациональная страна. Как, на ваш взгляд, удается сохранять уважение к ее языкам и традициям?

Альбина Шагимуратова: Я очень люблю свой родной Татарстан, часто бываю в Казани, выступаю там с концертами вместе с Александром Сладковским и ГАСО Татарстана, люблю бывать в Приморском и Красноярском краях, недавно посетила Якутск. Хотелось бы выступить в Новосибирске, Перми, но все никак не получается туда вырваться - очень плотный гастрольный график.

Молодым исполнителям сложно выдерживать конкуренцию в оперных театрах?

Альбина Шагимуратова: К сожалению, сегодня молодежь мало читает и не развивает кругозор, на сцену выходят зажатыми и слабо подготовленными. В свое время, когда я училась, в Америке было очень жестко с вокальной дисциплиной. Если на следующий урок певец приходил с теми же ошибками, его просто просили освободить класс. Сейчас условия поменялись. У молодых россиян нет возможности выезжать на Запад, но у нас есть хорошие педагоги, и в России можно прекрасно научиться петь. Было бы желание!

Вы волнуетесь перед выходом на сцену?

Альбина Шагимуратова: Любой артист волнуется, я тоже. Уверенность приходит в результате многочисленных репетиций - от них и зависит результат.

А оперетту любите? Есть ли желание ее спеть?

Альбина Шагимуратова: Не отказалась бы спеть Розалинду в "Летучей мыши" Штрауса. Надо подумать - почему бы и нет? Комедию сложнее играть, чем трагедию и драму. Должно же быть на сцене и в жизни счастье!

Досье "РГ"

Премьера "Пуритан" состоялась в январе 1835 года в Итальянской опере Парижа. Винченцо Беллини сочинял эту оперу специально для четырех вокалистов: сопрано Джулии Гризи, тенора Джованни Рубини, баритона Антонио Тамбурини и баса Луиджи Лаблаша. Успехом своего одиннадцатого произведения композитору насладиться при жизни было так и не суждено - в том же году он покинул земной мир. Солистов же ждал триумф, и после смерти Беллини "пуританский квартет" еще несколько лет гастролировал по главным оперным столицам Европы.

"Пуритане" считаются одной из самых сложных опер за всю историю бельканто - каждая ария уникальна и по-своему трудна. Однако для труппы Мариинского театра особых преград не существует, и нынешний состав исполнителей был подобран на славу! Лучезарные колоратуры Альбины Шагимуратовой в партии Эльвиры, дочери Уолтера Уолтона переливались всеми цветами радуги. Певица была необычайно органична на сцене. Особой похвалы заслужили Алексей Марков и Александр Михайлов, достойно справившиеся со сложнейшими вокальными партиями и убедительной актерской игрой. Зинаида Царенко в роли Королевы Генриетты была аристократична и горделива, а Яков Стрижак, предводитель пуритан Лорд Уолтер Уолтон степенен и расчетлив. В опере отчаянно смешались любовь, политика и религия на фоне исторических событий гражданской войны между республиканцами-протестантами и роялистами-католиками в Англии в середине XVII века. Счастье главных героев Эльвиры и Артура иллюзорно, каждому из них приходится преодолеть массу трудностей: измену, побег, безумие, арест, смертный приговор и, наконец, обрести помилование. Монументальные хоровые сцены и яркий оркестровый колорит "Пуритан" приближают этот шедевр итальянского бельканто к французской большой опере. Немалая заслуга принадлежит дирижеру Кристиану Кнаппу, вдохновившего своей экспрессией и увлеченностью музыкальным материалом оперы солистов, хор и оркестр Мариинского театра.