Покровскому собору на Красной площади — 462 года

Одному из самых ярких и уникальных московских архитектурных сооружений — Покровскому собору, или храму Василия Блаженного, как его часто называют, 12 июля исполняется 462 года. А музею, который открыт в храме, в 2023 году будет 100 лет. О том, почему нам до сих пор неизвестны имена архитекторов храма, о двойственности его названия и хранящихся в его стенах тайнах RT рассказала кандидат исторических наук заведующая отделом «Покровский собор» Государственного исторического музея Татьяна Сарачева.

— Многие жители Москвы и туристы называют Покровский собор храмом Василия Блаженного. Почему сложилась такая традиция?

— Это название у Покровского собора появляется во второй половине XVI столетия и с тех пор постепенно набирает популярность. Ещё при строительстве Покровского собора у его стен был захоронен Святой Блаженный Василий, который умер в 1557 году. Вскоре после этого — в 1588 году — его канонизировали, признали местночтимым святым, а над местом его погребения возвели церковь. Сначала она была отдельной церковью, а впоследствии её соединили с интерьерами Покровского собора, сделав его неотъемлемой частью. Богослужения в этой церкви проходили ежедневно, культ святого Василия Блаженного становился всё более популярным.

Начиная с XVII столетия храм всё чаще стали называть храмом Василия Блаженного, нежели Покровским собором. Это происходило ещё и потому, что храм Василия Блаженного один, а Покровских храмов и церквей в Москве было несколько. Так что таким образом его проще было идентифицировать.

— В связи с чем святой был почитаем жителями древней столицы? Возможно, историкам известно о его особых заслугах, например перед народом, о юродстве или о чудесах, которые он совершал?

— «Блаженный» — синоним слова «юродивый», но в этом нет негатива, это определённая степень святости. Юродство — один из самых трудных подвигов в христианстве, суть которого состоит в служении Богу. Как правило, юродивые вели праведную жизнь, полную лишений, подавая пример окружающим. Мы знаем, что Василия Блаженного называют ещё нагоходцем, потому что он и в зной, и в стужу едва прикрывал своё тело лохмотьями. Тем самым Василий давал понять, что ему чуждо всё земное, что он служит Богу.

Юродивые, кстати, были единственными, кто смело мог общаться с власть держащими. Из жития Василия Блаженного мы знаем, что он неоднократно общался с Иоанном Грозным. Именно через юродивых народ мог что-то донести до царя. Они были проводниками народных мыслей и чаяний. Также мы знаем о нескольких чудесах, которые Василий Блаженный совершил как при жизни, так и после смерти. После того как стали проявляться посмертные чудеса, его канонизировали.

— Что к настоящему времени исследователи знают об архитекторах Покровского собора?

— Мы не знаем имён архитекторов, несмотря на то что ещё в конце XIX столетия в письменных источниках нашли свидетельства о том, что два русских мастера Постник и Барма «были угодны Богу», чтобы построить этот удивительный храм. Но сегодня историки архитектуры склоняются к тому, что архитектором храма был итальянский мастер, выходец из архитектурной школы эпохи Ренессанса. Вся архитектурная композиция и детали отсылают нас именно к европейской архитектурной школе, а не к русской. Вполне возможно, что те же итальянцы получили на Руси прозвища Постник и Барма. Так, под Постником можно понимать человека, который много постится, а под Бармой — который много бормочет, в том числе на иностранном языке.

— Почему, как вы считаете, не сохранились документы, в которых говорится о личностях архитекторов, учитывая значимость и масштаб постройки?

— Дело в том, что если мы обратимся к мировоззрению средневекового человека, то узнаем, что в эпоху Средневековья не считали нужным превозносить того мастера, который что-то построил или сделал. В целом такая ситуация достаточно характерна для той эпохи — когда превозносят не мастера, а его творение. В XVII столетии в записках иностранцев говорилось, что этот чудный собор построил один архитектор. Так что даже тогда не было известно, кто построил Покровский собор.

— Какие артефакты, хранящиеся сегодня в музее, имеют наибольшую ценность?

— Наш собор сам по себе, его архитектура — главный экспонат. Такого сооружения больше нигде в мире не найти. Большую ценность представляет его богатое настенное убранство: и снаружи, и внутри — практически все стены собора расписаны, эти росписи удивительны. У нас сохранились разновременные росписи начиная с XVI века и заканчивая началом XX века. Если говорить о предметном мире, внимание привлекает вклад первого царя из династии Романовых — Михаила Фёдоровича. Это серебряный потир (сосуд для богослужения. — RT) с золочением 1638 года, он хранится в ризнице.

— Храм, несмотря на свою монументальность, не производит впечатления грузной постройки, наоборот, он кажется воздушным, невесомым. Его первоначальный облик в плане архитектурных решений имел тот же вид, что и сегодня?

— Ранее храм производил ещё более воздушное впечатление. Такое свойство собору прежде всего придавали три открытые галереи. Первая шла по нижнему ярусу, вторая — на уровне церквей второго яруса, а третья — вокруг центральной церкви. Также нужно уточнить, что изначально у собора не было двух нижних церквей, которые есть сегодня: церкви Василия Блаженного (1588 год) и Иоанна Блаженного (1672 год), мощи которого, как и мощи Василия Блаженного, также находятся глубоко под землёй на территории собора. Все пристройки снизу «приземлили» собор.

Первоначально же его архитектурный облик напоминал свечу это было удивительное зрелище. Кроме того, храм находится на холме, его высотность особенно хорошо видна, если подойти к собору со стороны Москвы-реки. В XVI веке это удивляло ещё больше, ведь Покровский собор был самым высоким строением в Москве 64 м. Позднее пальму первенства перехватила колокольня Ивана Великого в Кремле.

— То есть мы с уверенностью можем говорить, что жители Москвы почти 500 лет назад видели храм не в точности таким, каким мы его видим сегодня?

— Изначально собор состоял из девяти церквей второго яруса. Впоследствии к нему пристроили две нижние церкви — Василия Блаженного и Иоанна Блаженного. Но одновременно с пристройкой церкви Иоанна Блаженного к собору пристроили ещё несколько церквей, так что в конце XVII века в соборе было 20 престолов. Так было до конца XVIII века. При императрице Екатерине II прошёл грандиозный ремонт, всё лишнее от собора отняли, осталось 11 церквей.

Кирпич в середине XVI века был дорогим материалом. Храмы, как правило, из него тогда не строили. Это, кстати, тоже может говорить в пользу того, что архитектором был итальянец. В строительстве собора преобладает кирпич, есть ещё и белый камень. Разноцветным собор изначально тоже не был, он был скорее двухцветным (красно-белым). Снаружи и внутри его стены были покрыты росписью, которая имитировала кирпичную кладку.

Разноцветие появляется лишь в XVII столетии, когда расписывают растительным и геометрическим узором вновь пристроенные крыльца и галереи снаружи. Внутри тоже появляется растительный орнамент. Он тоже неоднократно меняется в XVIII и XIX веках. Но в XX столетии реставраторы старались вернуть Покровскому собору первоначальный облик, поэтому многие поздние росписи удалили и восстановили ранние XVIXVII веков.

— Со времён постройки храма Москва пережила множество событий, которые могли бы нанести урон зданию, — войны, наводнения, пожары. Скажите, что-то из перечисленного ставило под вопрос дальнейшее существование собора?

— Начиная с XVI столетия в Москве происходили беспощадные пожары. В летописях мы постоянно читаем, что у Покровского собора «погорели верхи». Однако это были не те пожары, которые нанесли существенный урон собору. В то же время в 1737 году в Москве произошёл очень сильный пожар, причиной которого стала горящая свеча. У собора тогда даже обрушился купол одной из церквей — эта церковь выгорела, но собор устоял. Далее — уже в 1917 году — большевики обстреливали Кремль, где засели юнкера. Тогда очень сильно пострадала одна из церквей — церковь Входа Господня в Иерусалим. Осколки одного из запущенных снарядов попали в купол, разорвали его покрытие, пробили кирпичный свод и попали внутрь церкви.

Кстати, повреждения от осколков на стене видны даже сегодня. В 1920-е годы архитекторы предлагали новые планы устройства Москвы, но на всех этих планах Покровский собор сохранялся. Музей продолжал работать и в советское время, его сотрудники устраивали антирелигиозные выставки, выставки, приуроченные к памятным датам молодого советского государства. Во многом такая политика в угоду действовавшей тогда власти помогла сберечь Покровский собор.

— Проходят ли сегодня в соборе службы?

— Службы среди прочего проходят каждое воскресенье в церкви Василия Блаженного, а также по престольным праздникам. Собор находится в совместном пользовании Министерства культуры и Русской православной церкви с 1991 года.

— Влияет ли турпоток на сохранность внутреннего убранства собора?

— Конечно, влияет. В частности, посетители часто трогают стены с орнаментами, что загрязняет их и негативно влияет на красочные слои. В связи с этим реставрация собора не прекращается никогда, это закономерный процесс.

— Кто чаще всего посещает собор?

— Иностранцы. Думаю, это связано с их желанием посетить знаковые постройки во время путешествия за рубеж. Также собор пользуется популярностью у внутренних туристов, которые проезжают через Москву транзитом. К сожалению, не могу сказать, что наша основная аудитория — это москвичи, как ни странно. Я часто встречаю людей, которые говорят, что посещают собор впервые. Так что призываю всех, кто уже дошёл до собора, зайти и внутрь, потому что наш музей стоит того, чтобы посетить его хотя бы раз в жизни.

— Можно ли сегодня в соборе найти какие-то новые артефакты и тайны или за 462 года его существования всё, что можно было обнаружить, уже обнаружено?

— Практически каждая реставрация даёт нам возможность узнать что-то новое о Покровском соборе. Так, в 2015 году у нас была реставрация интерьера центральной церкви, и, к счастью, строительные леса были установлены на 47 м высоты. Тогда у нас впервые появился шанс изучить голосники (керамические сосуды в кладке стен или сводов. — RT), которые были вмурованы в стены церкви. Голосники находятся на разной высоте. Долгое время никто не знал, какие именно керамические сосуды использовали строители, чтобы обеспечить храм такой замечательной акустикой. Так, нам удалось выяснить, что в стены замуровали не специальные голосники, а самые обычные белоглиняные кувшины, которые имеют ручки и носики.

Мастера, которые строили собор, не стали изготавливать специальные сосуды, а пошли на рынок, который в то время существовал на Красной площади, — торг. Они купили там обычную бытовую керамику, голосники высотой 56 см. Они были сделаны в Гжели в XVI веке. Некоторые голосники находятся не только внутри храма, но и снаружи. Подобные находки всегда будут появляться в ходе реставрации, не надо думать, что о соборе уже всё известно. На самом деле о Покровском соборе мы ещё очень многого не знаем.