Войти в почту

Дмитрий Шостакович и джаз

"Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст" — такая расхожая в советскую эпоху фраза в общих чертах определяла отношение властей и граждан СССР к джазовой музыке. Поначалу разрешённый западный музыкальный жанр в скором времени оказался повсеместно запрещён как проявление буржуазной культуры. Однако, как часто бывает с подобными запретами, советские композиторы и музыканты, такие, как Шостакович, быстро адаптировали джаз под здешнюю публику. Так создавались новые стили и интерпретации джаза, которые полностью заменяли настоящий джаз на эстрадной сцене. Леонид Утесов. Фото: culture.ru Дмитрий Шостакович стал всемирно признанным композитором ещё в 20 лет, когда его Первая симфония, написанная в качестве дипломной работы в Петроградской консерватории, покорила концертные залы СССР, Европы и США. После обретения всемирной славы Дмитрий Шостакович становится одним из почтеннейших композиторов советской эстрады. Его сочинения исполняют самые профессиональные оркестры, произведения советского гения выигрывают множество конкурсов и состязаний, а сам Шостакович не только вдохновляет окружающих на созидание, но и сам пишет для многих знакомых коллективов различные творения. Так произошло и в тот прекрасный момент, когда Дмитрий Дмитриевич решил испробовать себя в жанре джазовой музыки. В середине 1930-х годов в стране создаётся Государственный джаз-оркестр СССР — первое официальное музыкальное объединение, целью которого является исполнение произведений джазового искусства. Музыкальным руководителем коллектива становится Виктор Кнушевицкий. Художественным руководителем назначают Матвея Блантера. Именно Блантер открывает для нас Шостаковича в амплуа джазмена. После создания Госджаза (так коротко называли Государственный джаз-оркестр СССР) Матвей Блантер взялся за составление репертуара нового музыкального коллектива, поэтому решил заказать джазовое произведение у Шостаковича. Ему пришлось даже поехать в Ленинград, чтобы обсудить с Дмитрием Дмитриевичем сам заказ. Спустя несколько дней Шостакович сочиняет несколько джазовых пьес, которые сам привозит Блантеру в Москву. Дмитрий Шостакович (слева) и Матвей Блантер. Фото:YouTube. Оркестровка произведений очень впечатлила руководителей коллектива, однако в пьесах практически не было джазового характера. Как так? Возможно, на талантливого композитора не оказало видимого влияния музыкальное окружение, увлечённое джазовым искусством. Как известно по воспоминаниям современника Шостаковича, музыковеда М.С. Друскина, композитор не разделял увлечения своих сверстников фокстротом из "Прыжка через тень" (речь о постановке опуса австрийского композитора Эрнста Кшенека "Прыжок через тень", которая сочетала урбанистический гротеск с политической сатирой; она состоялась в 1927 году в ленинградском Малом оперном театре. – ред.), разного рода пьесами в духе джаза, и в отличие, например, от Стравинского или Мийо, приёмы и техника джазовой практики оказали очень малое на него влияние. Тем не менее, музыка пришлась по душе джазовому оркестру, поэтому после некоторой обработки пьесы Шостаковича всё же вошли в концертную программу Госджаза. Главным из сохранившихся произведений Шостаковича в жанре джаза стала "Джазовая сюита", с которой коллектив дебютировал в Колонном зале Дома Союзов осенью 1938 года. Это был джаз, но очень своеобразный. Современники считали, что абсолютно ничего джазового в ней нет, а есть, скорее, стиль садового духового оркестра. И все же это был прорыв. Джаз-оркестр Виктора Кнушевицкого. Фото: uonb.ru "Ещё несколько лет тому назад советский джаз буквально с боем завоевывал себе права гражданства и признание. В том, что советский джаз представляет собой в настоящее время подлинно художественное явление, мы могли воочию убедиться на вчерашнем выступлении", — пишет газета "Известия" о выступлении Госджаза, приуроченного к празднованию первого десятилетия советской музыки. Сочинение Шостаковичем своей "Джазовой сюиты" является предметом общественных дискуссий, вызванных утерей оригинальной партитуры произведения во время Второй мировой войны. Полного произведения не осталось, при этом не совсем понятно, как на самом деле называется фрагмент произведения, дошедший до наших дней. Многие склонны к названию "Вальс №2", за границей также поименованный "Русским вальсом". Шостакович - Вальс из 2-й джазовой сюиты Некоторые искусствоведы ставят под сомнение авторство "Вальса №2", дошедшего до наших дней, поскольку музыка произведения не похожа на остальные творения автора. Есть предположение, что Шостакович, мало понимающий в природе джаза, создал компиляцию из интонаций популярных произведений, которые расположил по своему усмотрению. Дмитрий Шостакович. Фото: checker-photos.ru. Другие музыковеды связывают сочинение всей "Джазовой сюиты" с романтической привязанностью Шостаковича к красавице-переводчице Елене Константиновской. В 1934 году композитор уже был женат на Ирине, которая ждала ребёнка. Роман не нашел продолжения, но вылился в сюиту, выразившую обуревавшие Шостаковичем в тот момент нервно-счастливые чувства. Фото из открытых источников. Тайна "Вальса №2" из "Джазовой сюиты", которую Шостакович при жизни так и не раскрыл, усугубляется и невозможностью восстановить произведение участниками оркестра Госджаза. Государственный джаз-оркестр в СССР, для которого Дмитрий Шостакович написал Джазовую сюиту, просуществовал всего 5 лет — с 1936 по 1941. Можно подумать, что с началом войны идеологическая машина решила окончательно искоренить из культуры какое-либо западное влияние. Но нет. Дело в том, что в 1941 году коллектив получил специальный статус от Наркомата обороны и поехал выступать на фронт. Во время фронтовых гастролей с оркестром джазовой музыки произошла непоправимая трагедия: значительная группа исполнителей вместе с главным дирижёром Юрием Лаврентьевым попала в окружение под Вязьмой и погибла. Восстановить джазовый коллектив после войны уже никто не сумел, и он прекратил своё существование. Джаз-оркестр Александра Варламова. Фото: uonb.ru Музыка "Вальса №2" прозвучала в фильме "Первый эшелон", снятом в 1955 году кинорежиссёром Михаилом Калатозовым. Позже так называемый "Русский вальс" вновь прозвучал уже в концертном зале Барбикан Холл в Лондоне в 1988 году. Однако это не принесло произведению заслуженного внимания. Кадр из фильма "Первый эшелон" (1955). Фото: hi-fi.ru Популярность "Вальса №2" и всей "Джазовой сюиты" Шостаковича пришла к его автору спустя долгие годы после его смерти. В 1991 году всю сюиту, насчитывающую 8 пьес, исполнил Королевский симфонический оркестр Нидерландов "Консертгебау", а чуть позднее, в 1993 году, "Джазовая сюита" была полностью записана этим музыкальным коллективом на диск. Как за границей оказались нотные записи Шостаковича, можно только гадать. Фото: hel.fi Несмотря на это, значительную роль в популяризации "Вальса №2" Шостаковича сыграл уже фильм американского режиссёра Стэнли Кубрика "С широко закрытыми глазами", где прозвучала известная нам композиция. Кадр из фильма "С широко закрытыми глазами". К Дмитрию Шостаковичу как к джазмену можно относиться по-разному. Одни скажут, что композитор внёс весомый вклад в развитие отечественного джаза своей "Джазовой сюитой", которую виртуозно исполнял Госджаз, так трагично закончивший свою судьбу. Другие справедливо отметят, что джазовые произведения Шостаковского мало чем похожи на настоящий джаз, да даже на тот, что сочиняли знакомые ему современники. Но никто не будет отрицать, что музыкальные эксперименты выдающегося советского композитора подвигают искусствоведов всё к новым обсуждениям этого произведения, поиску в нём разных смыслов, к выстраиванию догадок об истории его создания. Забвение "Сюите" точно не грозит.

Дмитрий Шостакович и джаз
© Ревизор.ru