В Петербурге открывается фестиваль джаза и поэзии "Бродский DRIVE"
С 14 по 16 июля один из самых уютных и романтичных парков станет джазовым центром Петербурга. Музей Анны Ахматовой, аллея с 250-летними деревьями, где любил гулять поэт Николай Гумилев, дворец Шереметевых, вписанная в пейзаж летняя сцена.
Джаз в таком месте, кажется, и звучит иначе, будто подпитываясь атмосферой сада, видевшего многих поэтов. Иосиф Бродский, живший неподалеку, на Литейном проспекте, тоже любил сюда заходить. А еще он был поклонником джаза. Не случайно в честь него назвали фестиваль, который пройдет в 12-й раз, причем в девятый - здесь, в Шереметевском саду.
Накануне открытия open-air "Бродский DRIVE" его художественный руководитель Андрей Кондаков, один из лучших российских джазовых пианистов и коллега Игоря Бутмана по группе Blues For 4, рассказал, как высокая поэзия вторгается в фестиваль.
Вы изначально хотели сделать open-air, который объединит джаз с высокой поэзией?
Андрей Кондаков: Атмосфера Шереметевского сада сама стала подсказывать нам, как составить музыкальную программу. Однажды у нас выступал Александр Филиппенко, который читал Зощенко, Довлатова под звуки джаза. Потом и нам с Вячеславом Гайворонским и Владимиром Волковым (знаменитые трубач и контрасбасист) захотелось почитать вслух стихи Бродского между нашими импровизациями. В 2021 году я уже представлял программу со стихами Арсения Тарковского, некоторые из них звучали в записи в авторском исполнении. А какие-то его стихи напомнили мы сами. Благо, еще в консерватории я написал цикл "Три стихотворения Тарковского для голоса и фортепиано".
А для нынешнего "Бродский DRIVE" московский саксофонист Алексей Круглов предложил нам программу "Люблю" по поэме Маяковского. Исполнит он ее со своим "Круглый Бенд"... Но если однажды в программе "Бродский DRIVE" не окажется проекта, соединяющего поэзию и музыку, то в этом не будет ничего страшного, при условии, что музыкальная составляющая останется высоком на уровне!
Вы играете в разных стилях - от мейнстрима до авангарда и фьюжна. Именно поэтому "Бродский DRIVE" разнопланов по музыке, исполнителям и джазовым стилям?! Или для вас важнее другая объединяющая идея фестиваля, его философия?
Андрей Кондаков: Не думаю, что я единственный из музыкантов, который тяготеет к различным стилям и направлениям в джазе. Каждый из нас ищет свой особенный путь. Но лично я с огромным удовольствием слушаю музыку от диксиленда до фри-джаза.
Возможно, в свое время на меня повлиял фестиваль "Осенние ритмы" Владимира Фейертага, где в 1980-е в программе легко уживались ансамбль Давида Голощекина, Сергей Курехин и "Аллегро" Николая Левиновского, дуэт Гайворонский - Волков, да и "Каданс" Германа Лукьянова. Кстати, и Владимир Фейертаг в прошлом году участвовал уже в нашем "Бродский DRIVE"...
Мы видим наш фестиваль камерным, уютным, слегка по-петербургски рафинированным, для людей думающих, ищущих новые формы
Чего мне больше всего хочется как худруку?! Новаторства музыкантов и - чему-то удивиться. Мы любим артистов, которые в постоянном развитии. Наверное, поэтому видим наш фестиваль камерным, уютным, слегка по-петербургски рафинированным, для людей думающих, ищущих новые формы.
Эпиграфом фестиваля стала строка Иосифа Бродского "За ваши чувства высшие цепляйтесь каждый день...". Это для вас рецепт, как стать счастливым в жизни, в музыке?
Андрей Кондаков: Бродского интересовали самые разные пласты мировой культуры. Его вдохновляла старая архитектура, живопись, музыка. Строчка, взятая в эпиграф, - одна из его многих талантливых емких фраз... Мы подумали, что она может быть эпиграфом к настоящему моменту, когда, чтобы достойно преодолеть тяжелый период, нужно пестовать в себе лучшие чувства. Ну а творческий процесс неравномерный, здесь-то уже нет никаких рецептов.
Волков и Гайворонский, с которыми вы в юности играли в одном трио, тоже стали звездами джаза. Все вы играете разную музыку. Это не помешает друзьям снова поэкспериментировать вместе?
Андрей Кондаков: Первый опыт совместного музицирования у нас был в 1994 году. Мне тогда исполнилось 32 года, то есть уже не юноша (смеется). А само трио возникло в начале 2000-х. Да, каждый из нас выступает сольно. Но и трио осталось. Причем, мне кажется, сегодня мы понимаем друг друга на сцене лучше, чем 20 лет назад. В наших музыкальных взаимоотношениях стало больше доверия... А эксперименты... Все, что мы играем, это сплошной эксперимент. Впрочем, как и в других моих проектах.
В июне вы играли на Московском джазовом фестивале, возродив квартет Blues For 4 с Игорем Бутманом и прилетавшим из США контрабасистом Эдди Гомесом. Вы записали вместе и новый альбом. Пьесы из него не прозвучат на "Бродский DRIVE"?
Андрей Кондаков: На фестивале всегда хочется представить что-то неординарное. Я думал сделать проект, связанный с поэзией Максимилиана Волошина. Но потом решил эту идею на время отложить, потому что познакомился с солистом Мариинского театра Григором Вернером. Так родилась программа Parlami d amore. В этом проекте будет много любви и каждый остается самим собой: будут звучать неаполитанские песни, арии из русских опер, мои авторские инструментальные композиции и даже одна моя песня! Кстати, прежде я уже соприкасался с оперным вокалом. Однажды мы подготовили программу с Академией молодых оперных певцов Мариинского театра под руководством Ларисы Гергиевой. И это было интересно. С Гайворонским и Волковым мы записали альбом "О любви не говори" с оригинальными версиями советских песен о любви - их пел вокалист Владимир Казаков. Выступали с ними на филармонической сцене. Теперь вот премьера с Григором Вернером. Уже на "Бродский DRIVE".