Портреты Джейн Биркин: фильмы, которые помогут лучше понять актрису

Джейн Биркин, известие о смерти которой пришло сегодня, из тех актрис, которые не только снимаются в фильмах и сериалах, но и о которых снимают фильмы.

Портреты Джейн Биркин: фильмы, которые помогут лучше понять актрису
© Российская Газета

Она снялась в 96 фильмах и многих сериалах. Но вспоминаем мы первыми "Слоган", "Я люблю тебя… Я тоже тебя нет", "Фотоувеличение", "Смерть на Ниле"… Первые из двух упомянутых были с Сержем Генсбуром, которого она, похоже, не смогла забыть, даже расставшись с ним, выйдя замуж за другого и разведясь, потому что, как заметил муж, он мог "не мог разделить ее печали о Генсбуре".

О Биркин снято как минимум два фильма. Последний - совсем недавно, ее дочерью, тоже актрисой Шарлоттой Генсбур "Джейн глазами Шарлотты". Показанный на Каннском фестивале 2021 года, он стал режиссерским дебютом Шарлотты Генсбур. Это - род семейного портрета, но не парадного, а интимного, посвященного выяснению отношений матери и дочери, которые обыкновенно не менее трудно складываются, чем отношения отцов и сыновей.

Но Шарлотта Генсбур вела диалог не только со своей мамой, но и с другой картиной о Джейн Биркин. Речь об известном фильме "Джейн Б. глазами Аньес В." (1987). Аньес В. тут, разумеется, Аньес Варда. Снимая "воображаемый байопик о легендарной женщине" (именно так был обозначен жанр), Варда снимала, в сущности, кино о кино.

Это одна из ее любимейших тем. Варда, всю жизнь разгадывавшая магию фото и киноизображения, едва ли могла бы выбрать лучшую героиню для своего фильма. Дело не в том, что это юная длинноногая англичанка с огромными глазами и длинными светлыми волосами в свингующих 1960-х оказалась иконой стиля. Дело даже не в том, что она невзначай покорила Париж и отдала Франции свое сердце. И уж, конечно, не в том, что ее популярность была такова, что имя, данное сделанной для нее сумочки Hermes, гарантировало узнаваемость, спрос и продажи. Со времен "Фотоувеличения" Антониони зазор между реальностью и изображением стал тем призрачным островом, которого нет на карте, но в существовании которого мало кто сомневается. Джейн Биркин была девушкой с этого волшебного острова. Манящего и пугающего одновременно.

Можно, конечно, считать, что это не ее особенность, а общая черта послевоенных бэби-бумеров 1960-х, живших и любивших взахлеб, открывавших мир, любовь и свободу, как мореплаватели - неведомый континент. Но дело не только в этом. Она была девушкой с экрана и сверстницей из соседнего двора, иконой стиля, влюбленной девчонкой и певицей, актрисой, которая искала свое место в европейском кинематографе. В ней воплотился новый образ женщины, которая не боится признаться в слабости и ранимости, которая, несмотря на хрупкость, остается "девушкой с характером", которая независимость и призвание ценит не меньше, чем любовь. Не зря одной из героинь, которую она мечтала сыграть, была Жанна Д'Арк.

Неудивительно, что образы, созданные Джейн Биркин, по-прежнему пленяют. Сумка Birkin, названная ее именем, в которую влезает и планшет, а при желании и ноут, оказалась подходящей для девушек нового века. А мода на длинные волосы, вольно лежащие на плечах, и легкую небрежность в стиле, кажется, пришла прямиком из ее 1960-х…