К столетию Михаила Пуговкина: удачливый разведчик и любимый актер Гайдая
Режиссер Якин, Яшка артиллерист, прораб из «Приключения Шурика». На этой неделе исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося советского актера Михаила Пуговкина.
Его узнавали все, всегда и везде. Про него говорили – король эпизодов, единственный и неповторимый. На фильмы с Пуговкиным часто шли только из-за его имени на афише или упоминания в титрах. Такая она, зрительская любовь с первого взгляда.
В Костромской области в день рождения народного кумира Михаила Пуговкина ежегодный фестиваль «Чухломская пуговка». Песни-пляски, конкурсы, юморины, весело и задорно, все, как он любил и сам показывал и в жизни, и на экране. Звезды шоу-бизнеса приезжают, известные актеры.
«Актеры – как мотыльки. Пока порхают, а нет – исчез и забыли. Потому что жизнь так устроена. Чтобы сохранять память, нужно напоминать, передавать», – говорит актер, заслуженный артист РСФСР Михаил Жигалов.
Именно в Чухломском уезде, в селе Рамешки, прошло детство будущего актера. Тогда это была Ярославская губерния. Михаил Пуговкин рос третьим сыном в бедной крестьянской семье. Родные между собой звали его Минька-поскребыш, а соседи – Мишка-артист.
«Даже будучи ребенком, он постоянно развлекал всех в деревне, он выступал, пел, плясал. Он, как кошка, знаете, настолько органичен был во всех своих актерских проявлениях. Его за это очень сильно любили и уважали», – говорит писатель, режиссер, биограф Михаила Пуговкина Сергей Капков.
В конце 1930-х мама Миши тяжело заболела, потребовалось лечение в Москве. Семья Пуговкиных переехала в столицу. У будущего актера за плечами три класса церковно-приходской школы. Вот и все образование. Но зато талант от бога. Днем он работал на заводе, а вечерами сбегал в драматический кружок. Вот где была и жизнь, и мечта, и начало большого признания.
«Когда заболевал более опытный, артист и надо было его заменить, он мог совершенно спокойно за ночь выучить любую роль и ввестись. Там-то его и заметили кинематографические режиссеры», – рассказывает Сергей Капков.
Первая роль в кино у него – совсем крошечная. В 1940 году в серии жизнь замечательных большевиков про Якова Свердлова он мелькнул на четыре секунды.
«Мелькнула мордашка его, совсем молоденького. Она сразу запоминается, не манера говорить, а именно физиономия, лицо», – говорит Николай Досталь.
Так он попал на «Мосфильм», на собеседование к мэтру советского кино, самому Григорию Рошалю. Тот сразу спросил, что тот умеет. Пуговкин ответил: «Все умею!» «А петь? Танцевать?», – уточнил режиссер. «А это особенно», – ответил Пуговкин.
Танец Степаши Барского в фильме «Дело Артамоновых» – первая его персональная роль. Последнюю сцену сняли 22 июня 1941 года. Пуговкин прибавил себе год и три месяца, чтобы приняли в добровольцы, и из народного ополчения Москвы ушел на фронт. Служил разведчиком. Попал сразу в пекло, под Ельню, на Смоленщине. Большинство его товарищей в первые же дни погибли. У него – ни царапины. В 1942-м осколками в ногу тяжело ранило и его. Началась гангрена. В то время такие ранения лечили просто – хирургической пилой. Пуговкин умолял спасти ногу. Получил отказ. В день ампутации ногу актеру спас… Сталин. Медсестра внесла в операционную телеграмму о приказе верховного главнокомандующего солдат лечить, а не калечить. Его перебрасывали из госпиталя в госпиталь. В результате оказался в Тбилиси, где ногу и вылечили. Комиссовали. В 1943-м на костылях, но с двумя ногами Пуговкин добрался до столицы и поступил в школу-студию МХАТ.
«Пуговкин понравился Ивану Михайловичу Москвину. Но во время сессии экзамены по истории, по марксизму, еще почему-то он завалил. 20-летнего Мишу Пуговкина отчислили», – рассказывает режиссер, сценарист Вячеслав Хотулев.
В фильме «Свадьба», снятом в 1943 году, Пуговкин красиво отплясывал.
«За кадром же происходила ужасная вещь. Когда был закончен первый дубль, Пуговкин вышел в соседнее помещение, снял сапог и вылил оттуда кровь», – говорит режиссер Виталий Максимов.
Фронтовая рана открылась, но он доиграл эпизод. Пуговкин-актер, как и Пуговкин-фронтовик, ничего не умел делать наполовину, только с полной отдачей. Он так будет и дальше играть. У режиссеров Пуговкин был нарасхват. Чего стоит роль матерого рецидивиста Сафрона Ложкина в детективе «Дело Пестрых». Он там не пел, не танцевал, не балагурил. Перед съемками его одели в ватник, попросили войти в образ и просто пройтись по залу ожидания на вокзале. Напугал всех – роль получил.
«В фильме он был настолько страшный уголовник, настолько жуткий преступник, что, казалось, это был прямой путь в вечные преступники и мерзавцы на экране», – отмечает биограф Михаила Пуговкина Сергей Капков.
Так Пуговкин чуть не обрек себя на судьбу актера одного образа, страшный сон для любого артиста. Но все-таки комедийного у него больше. В 1962-м режиссер Юрий Чулюкин в фильме «Девчата» подарил ему в творческую копилку образ чиновника, над которым нельзя не смеяться. В 1967-м вышла комедия «Свадьба в Малиновке». Фразы Яшки-артиллериста на цитаты расхватали. «Ваши трехдюймовые глазки путем меткого попадания зажгли огнедышащий пожар в моем сердце. Словом, бац-бац, и в точку», – говорил герой Пуговкина.
Забавная деталь, перед фильмами с его участием в кинотеатрах крутили киножурналы тоже с его участием. Успех оглушительный каждый раз. Многие шли смотреть только из-за его фамилии на афише или в титрах. Режиссер Леонид Гайдай к этому очень основательно руку приложил.
«В операции «Ы» Пуговкин должен был играть Верзилу. Но наверху сказали – да какой из него верзила? Тогда Пуговкин стал прорабом. Причем каким!
«Гайдай воспользовался талантом Пуговкина, и это закономерно, все к тому и шло. Потому что таких по-настоящему комедийных актеров, помимо тех, которых открыл сам Леонид Иович, было как пальцев на одной руке», – говорит режиссер, писатель Виталий Максимов.
Их творческий союз продлится много лет и перерастет в настоящую дружбу. На съемках «Ивана Васильевича» комиссия «Мосфильма» отказалась утверждать Пуговкина в роли режиссера Якина. Сказали, что лицо недостаточно умное. Гайдай на это сказал – либо Пуговкин, либо картины не будет.
Сыграть отца Федора в «12 стульях» пришлось уговаривать уже самого Пуговкина. Михаил Иванович был человеком верующим и без благословления играть не мог. Гайдай терпеливо ждал.
Недавно фанатов актера сильно удивили. Они узнали, что их Пуговкин на самом деле не Пуговкин. Да и день рождения у него не 13 июля.
«В книге записей актов о рождении горисполкома Чухломского уезда мы обнаружили запись о рождении Михаила Ивановича Пугонькина. Запись была сделана 12 января 1923 года, а родился он 10 января 1923 года», – уточнила завотделом использования и публикации документов Государственного архив Костромской области Ксения Солодова.
Но поклонникам актера не архивные записи, а традиция важнее. Именно 13 июля его друзья и близкие приходят на Ваганьковское кладбище помянуть Пуговкина. Николай Чернов с Михаилом Ивановичем последние четверть века его жизни почти не расставался. И работали вместе, и отдыхали. Однажды Чернов рассказал местным рыбакам, что в гостях у него сам Пуговкин, и рыбы попросил. Мужики не поверили. Пришлось, доказывать.
«Я беру камеру, снимаю. Я говорю: «Михаил Иванович, скажите на камеру мужикам», – вспоминает друг актера, директор Московского центра Михаила Пуговкина Николай Чернов.
«Дорогие мои рыбаки!!! С вами говорит рыбак. Но по другой части, по части киноискусства. Я вам очень желаю всем – пускай хорошо клюет», – сказал Михаил Пуговкин на видео рыбакам.
«Я иду опять на берег, открываю камеру и показываю. Михаил Иванович их благодарит. Они услышали, рты открыли. Как в такой глухой деревне Михаил Иванович сейчас с нами говорит? В итоге я ушел и два пакета рыбы с собой утащил», – рассказывает Чернов.
За 65-летнюю карьеру Михаила Пуговкина в кино – более сотни картин, многие из которых навсегда в золотом фонде кинематографа.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Боже, какой типаж!»: самые яркие образы Михаила Пуговкина в кино