Александр Ханжонков и другие: ростовский драматург начал серию лекций-вербатим с ключевых фигур кинематографа
Ростовская область, 17 июля 2023. DON24.RU. Начало истории российского кинематографа неразрывно связано с Ростовом: с нашими земляками – первым режиссером страны Василием Гончаровым, продюсером Александром Ханжонковым и старейшей Ростовской киностудией «Ювкинокомсомол». Рассказом об их влиянии на кинопроизводство Дона драматург, сценарист и исследователь ростовской культуры Сергей Медведев открыл лекцию-вербатим в Донской публичной библиотеке. Она стала первой в рамках серии выступлений «Арт-окраины», посвященных культуре Дона. Ростовские братья Люмьер История кино в масштабном его проявлении началась 28 декабря 1895 года в Париже. В этот день братья Люмьер показали программу из 10 коротких фильмов. Спустя время их работы появились в России. Они вызвали любовь к кино многих зрителей нашей страны и вдохновили режиссеров на создание картин. В их числе оказался и всем известный основатель российского кинопроизводства Александр Ханжонков. В 1895 году он впервые посмотрел фильм братьев Люмьер – «Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота». С этого момента, как заявляет Медведев, и начинается донской кинематограф. Фильм заставил Ханжонкова пересмотреть взгляды на жизнь: «Я вышел на улицу и опьянел: то, что я увидел, поразило меня, лишило равновесия. О кинематографе говорил весь город», – делился в книге «Первые годы русской кинематографии» впечатлениями Ханжонков после показа фильма братьев Люмьер в Ростове. Тогда в чине подъесаула Донского 1-го казачьего полка он уволился из действующей армии в запас по состоянию здоровья, заболев хроническим полиартритом. В таких случаях выдавалась выплата – 5000 рублей. Так, на эти деньги он организовал фабрику по производству кинолент в Москве, а также в 1906 году – Торговый дом «Э. Ош и А. Ханжонков» и фирму «А. Ханжонков и Ко», которая начала снимать собственные киноленты почти по всей стране, в том числе и в Ростове. «Летом 1907 года наша фирма попыталась заняться собственным производством картин. Мы сняли фильм «Палочкин и Галочкин», но картина так и не была выпущена, так как оказалась неудачной. Собственное производство не удалось», – цитирует Ханжонкова Медведев. В 1908 году Ханжонков предпринял еще одну попытку снять собственную киноленту. Компания выпустила свой первый игровой фильм «Драма в таборе подмосковных цыган». Для работы над последующими лентами Ханжонков привлек сценариста, начинающего режиссера Василия Гончарова и театральную труппу Введенского народного дома. Однако он признавался, что фильм не имел спроса. Василий Гончаров – еще одна ключевая фигура в истории кинематографа, не только донского, но и российского. Большую часть своей жизни он посвятил работе чиновником на станции Аксай железной дороги Ростовской области. Кроме того, увлекался театром, пробовал писать пьесы. В 1880-х годах предлагал свои драмы из современной жизни к постановке в провинциальные театры, но они были отклонены цензурой как «неудобные к постановке». В начале 1900-х годов после смерти жены Гончаров перенес серьезное расстройство психики и на некоторое время был помещен в лечебницу. Выздоровев, он продолжил литературно-театральную работу, переключившись на комедии и исторические драмы, которые по-прежнему оказываются непригодны для постановки. В это же время начинается его увлечение кинематографом, и он придумывает включать в свои пьесы демонстрацию «киноиллюстраций». Так Гончаров приходит к делу жизни и решает, что его миссия – «нести кино в российские массы». Весной 1908 года Гончарову все-таки удалось поставить две свои пьесы, одна из них – «историческая былина» о Степане Разине «Понизовая вольница». Для этой постановки требовались «киноиллюстрации». За помощью в их создании он обратился к кинопредпринимателю Александру Дранкову, который утверждал, что на основе этого материала стоит снять фильм. В результате помимо театральной постановки появляется первый художественный российский фильм «Стенька Разин». Он снимался без декораций, а массовка составляла 150 человек. В 1911 году начинается совместная работа Гончарова с Ханжонковым. Вместе они снимают общую киноленту – «Оборона Севастополя», русский игровой фильм о Крымской войне, это была первая полнометражная кинопостановка в нашей стране. В обязанности режиссера тогда входила не только творческая, но и вся организаторская работа. А организатором Гончаров был неоценимым. Только благодаря этим его способностям кинофабрика Ханжонкова смогла выпустить фильм «Оборона Севастополя». Вскоре Первая мировая война вызвала всплеск пропагандистского кино. В 1914 году ростовский филиал киноателье имени Ханжонкова снял несколько документальных фильмов на эту тему: «Парад георгиевских кавалеров на соборной площади в Ростове» и «Освещение военно-санитарного поезда № 89 на станции Ростов». Этим же ателье в августе 1919 года были созданы картины уже во время Гражданской войны «74 дня большевизма в Ростове» о событиях в феврале – мае 1918 года, когда была установлена донская советская республика. Через год, в декабре, на экраны вышла художественная драма «Жизнь родине, честь никому», в которой участвовало более 10 тысяч человек. Старейшая киностудия В середине 1920-х советское киноискусство успешно процветало за счет деятельности нескольких государственных кинофабрик, а также негосударственных фирм, среди которых лидировали московские «Межрабпом-Русь», «Пролеткино» и ростовский «Ювкинокомсомол». «Ювкинокомсомол» начался с КОТа – комсомольского общественного театра, который существовал при Ростовском центральном клубе молодежи. В историю отечественного кинопроизводства эта организация вошла под названием «Ювкинокомсомол» в 1924 году. В составе сотрудников этой фирмы в основном были непрофессионалы, которые снимали игровые, документальные и просветительские картины, схожие с современными научно-популярными. Уже спустя год существования «Ювкинокомсомол» выпустил фильм «Коммунит», в титрах которого стояло имя известного в кинематографических кругах актера и режиссера Якова Морина. Он приехал в Ростов из Одессы для съемок этого фильма. Однако первое время относился к ростовским энтузиастам этой фирмы несерьезно. Но со временем его увлекла работа над «Коммунитом» (другое название – «Русский газ»). Это попытка пофантазировать о том, как в СССР изобрели парализующий газ, благодаря которому победа мировой революции была неизбежной и неотвратимой. Это была одна из первых масштабных кинолент этой фирмы, но,к сожалению, она не дошла до наших дней. Помимо Якова Морина, в «Ювкинокомсомоле» работал еще один известный человек – кинооператор Евгений Славинский, который к середине 1920-х годов был уже легендой российского кинематографа. В 1908 году он снимал по заказу всемирно известной фирмы братьев Патэ хроникальный фильм о ледоколе «Ермак». В Ростове Славинский вместе с режиссером Большинцовым снял приключенческую ленту «Приказ №». Она также не сохранилась полностью, но остались кадры со съемок. Фото: кадр из «Приказ №»/ Театр.ру К октябрю 1926 года у «Ювкинокомсомола» уже накопился богатый творческий багаж. Кроме того, вскоре на экраны должны были выйти «Картина из современной американской жизни», «Остров беглецов», которая снималась летом того же года экспедицией «Ювкинокомсомола» в Закавказье. Фильм стал последней работой фирмы. Уже в январе 1927-го объявили о ее ликвидации. Как считает Сергей Медведев, скорее всего связано это было с трудностями выживания в условиях новой экономической политики. Ее место в Ростове заняла Ростовская студия кинохроники, которая в марте того же года выпустила киножурнал «Северный Кавказ». Эта была одна из старейших организаций кинопроизводства в России, которая закрылась только в 2016 году. Голливудский режиссер из Ростова Марион Геринг – американский продюсер и режиссер русско-немецкого происхождения. Он родился в Ростове-на-Дону в 1901 году. Однако через 23 года эмигрировал в США, где посвятил свою жизнь работе в киноиндустрии. Хотя, как рассказывает Сергей Медведев, из одного из интервью режиссера становится ясно, что поначалу он мечтал выбрать другой путь и стать врачом, несколько месяцев изучал медицину. Но решил изучать кино – и начал с Чикаго. Он начал участвовать в театральном сообществе этого города как актер и после нескольких лет работы сам стал режиссером, основав Чикагскую кинопроизводственную компанию. Особый успех имела его постановка «Газ» Георга Кайзера, которая была представлена в Театре Гудмана 28 января 1926 года. В том же году он выпускает книгу «Хэп, хэп, мистер!», посвященную сценическому искусству Америки. Фото: Гэри Купер и Кэрол Ломбард в «Я беру эту женщину»/ Кинопоиск Вскоре после этого его карьера выходит на новый уровень, и Геринг становится голливудским кинорежиссером американской компании Paramount Pictures в 1931 году, после того как снял знаменитых актеров Гэри Купера и Кэрол Ломбард в своем дебютном романтическом фильме «Я беру эту женщину». Он основан на романе «Потерянный экстаз» Мэри Робертс Райнхарт и рассказывает о богатой светской львице из Нью-Йорка, которая влюбляется и выходит замуж за ковбоя, находясь на ранчо своего отца на западе. А в 1932 году он снял Таллулу Бэнкхед, Гэри Купера, Чарльза Лоутона и молодого Кэри Гранта в фильме «Дьявол и бездна». Марион также несколько раз сотрудничал с продюсером Альбертом Льюисом, вместе они создали такие фильмы, как «Готов к любви», «Ходячий джентльмен». По сей день Марион Геринг – первый и единственный голливудский режиссер родом из Ростова-на-Дону.