Звезде театра Кыргызстана посвятили спектакль
В творческих кругах Кыргызстана Турганбубу Бообекову давно считают настоящей легендой, и не только потому, что она одна из самых заметных и талантливых драматических актрис республики. Она буквально открыла путь на сцену десяткам драматических актеров.
В честь ее юбилея Кыргызский государственный академический театр драмы имени Абдумомунова готовит спектакль "Дом Бернарды Альбы" по пьесе Федерико Гарсиа Лорки, написанной в 1936 году. Режиссером-постановщиком выступил ученик Турганбубу Бообековой Шамиль Дыйкамбаев. Он не только посвятил наставнице спектакль, но и пригласил сыграть в нем главную роль.
Накануне премьеры знаменитая в КР актриса, выпускница ГИТИСа и народная артистка Кыргызстана Турганбубу Бообекова побывала в гостях у Центрально-Азиатского представительства "Российской газеты", чтобы ответить на вопросы журналистов.
- Почему для вашего бенефиса выбрали именно это произведение?
Турганбубу Бообекова: Я преподаю в Кыргызском государственном университете культуры и искусств имени Бейшеналиевой, веду уроки сценической речи. В свое время Шамиль был моим студентом, а после продолжил учебу в России. Вернувшись в Кыргызстан, он тоже начал преподавать в нашем вузе, но на режиссерском факультете.
"Дом Бернарды Альбы" он выбрал для выпуска своего курса. Главная героиня этого произведения - дама в возрасте, а студенты у него молодые. Он предложил мне главную роль. Признаться, для меня это оказалось полной неожиданностью. Да и не видела я себя Бернардой Альбой. Это совсем не мой типаж. Но, подумав, все же согласилась. Сам Шамиль сказал, что спектакль он посвятил мне. Соответственно на худсовете театра было решено, что постановка станет моим бенефисом.
Мы с Шамилем, кстати, и до этого делали несколько совместных творческих проектов, которые, на мой взгляд, были очень удачными. Они были по достоинству оценены как нашим, так и российским зрителем.
- Почему вы решили выбрать профессию актрисы? Мечта или случай?
Турганбубу Бообекова: Я родилась и выросла в глубинке. Там и училась до седьмого класса. Мне очень нравилось играть в самодеятельности, и многие учителя говорили, что у меня талант. После восьмого класса я переехала во Фрунзе и продолжала обучение в интернате, но и здесь преподаватели тоже мне пророчили актерскую стезю. А я тогда даже слова "актриса" не знала, но рассудила: раз старшие так говорят, значит, это хорошая профессия.
Позже я поняла, что меня действительно словно тянуло на сцену. В наш интернат часто приезжали самодеятельные коллективы. Я не пропускала ни одного их выступления, а потом представляла, как бы сыграла ту или иную роль.
- Поступить в ГИТИС было сложно?
Турганбубу Бообекова: Это же было во времена СССР. Тогда в этот вуз отбирали талантливую молодежь со всех советских республик. Преподаватели ГИТИСа приезжали, проводили отборочные туры, и те, кто их проходил, уезжали учиться в Москву.
Я поехала в Москву, почти не владея русским языком. Моя соседка по комнате - Мария Курманалиева - буквально заставляла меня его учить. Не пускала ни в кино, ни на концерты. Требовала, чтобы я сидела и занималась. Она была старше меня на два курса, так что приходилось слушаться.
Учеба в ГИТИСе стала для меня одним из самых счастливых периодов в жизни. Мы, студенты со всех уголков СССР, активно общались, обменивались, если можно так сказать, национальными премудростями актерской игры... На параллельном с нами курсе учились Ирина Алферова и Александр Абдулов. Эту пару можно было часто видеть после занятий. Их роман тогда только начинался. Я помню, как он ее называл, - "девушка с глазами".
Руководителем моего курса был выдающийся человек - профессор Иосиф Моисеевич Раевский. А сценическую речь нам преподавала сильнейший педагог - Нина Викторовна Чефранова.
Сложнее всего было учить специальные предметы - актерское мастерство, сценическую речь, художественное чтение. Конечный результат занятий - правильно поставленное дыхание, выразительная дикция и, выражаясь профессиональным языком, раскрытый голос, база которого должна формироваться в груди. Мы этим в ГИТИСе занимались два года.
Еще один важный момент. Кроме выполнения заданий, от нас требовали постоянно повышать свой культурный уровень, следить за собой. Внешний вид студента ГИТИСа должен был быть безупречным. И, конечно же, учили, как вести себя в определенных местах и при определенных обстоятельствах. Так что ГИТИС не только дал нам профессию, но и воспитал в каждом из нас личность. Я знаю, что сейчас вуз проводит занятия с нашими студентами, и это замечательно.
- Я слышала, что во время учебы в Москве вам пришлось подрабатывать в больнице.
Турганбубу Бообекова: Стипендии, конечно же, не хватало, а из дома денег мне никто не присылал. Я ведь сирота, воспитывалась у родственников. У них свои дети, которым надо было помогать. Словом, чтобы как-то сводить концы с концами, я устроилась работать санитаркой в одну из московских больниц - в отделение для тяжелобольных. Днем училась, а подрабатывала в ночную смену. Многие пациенты страдали бессонницей. Я читала им книги. Мы часто разговаривали по душам. Я вместе с ними переживала их боль. Научилась воспринимать чужие чувства сердцем...
- Что легче - играть на сцене или сниматься в кино?
Турганбубу Бообекова: В дипломе у меня написано "актриса театра и кино", но мне все же ближе сцена, чем съемочная площадка. Помните, как героиня фильма "Москва слезам не верит" Александра говорит такую фразу: "Ну с кино понятно, его телевидение вытеснит, но театр - это же особое искусство". Я с ней согласна. В театральном зале сидят живые зрители, и мне очень важен контакт с ними.
Я, к примеру, большая поклонница творчества народного артиста Кыргызстана Мара Байджиева. Его пьесы большей частью основаны на реальных событиях и находят особый отклик в зрительном зале.
С кинокамерой все по-другому. Во время сьемок, когда снимается подряд несколько дублей, сложно передать истинное состояние души героини. Хотя сниматься в кино, конечно же, гораздо легче, чем играть на сцене.
- А сами никогда не хотели попробовать себя в роли режиссера?
Турганбубу Бообекова: Признаться, всерьез я никогда об этом не задумывалась. Но если бы пришлось стать режиссером, то начала бы с русской классики. А точнее - с "Грозы" Островского. Мне кажется, это произведение до сих пор не потеряло актуальности в Кыргызстане, сейчас даже больше, чем раньше. Ведь сколько молодых женщин подвергается насилию в семье, особенно в регионах. Их умыкают, чтобы взять в жены, а что потом происходит в подобном браке, даже представить страшно. Жизнь этих девушек, думаю, очень похожа на судьбу героини "Грозы" Катерины.
- Вы - народная артистка Кыргызстана. А если вас пригласит сыграть в спектакле начинающий режиссер, согласитесь?
Турганбубу Бообекова: Будь ты хоть трижды известный актер, все равно зависишь от режиссера, молодой он или нет, знаменитый или малоизвестный. От его таланта зависит, как воспримут зрители ту или иную актрису на сцене. Примут ли как звезду или наоборот.