Продюсер Филипп Кудряшов: Искусственный интеллект должен соответствовать идеальным стандартам, творчество же состоит из нарушения правил
Долгое время было принято считать Америку мировым двигателем кинематографа. Мы видим, как на протяжении десятилетий в американской киноиндустрии в угоду тенденциям до неузнаваемости видоизменяются герои известных, уже классических, произведений. Их создатели готовы принимать любые правила современной толерантной игры, лишь бы оставаться при работе. Однако как только их занятость оказалась под угрозой, авторы альтернативных трактовок ударили в колокола…
Да, искусственный интеллект уже сегодня готов заменить труд всех участников съемочного процесса, даже актера, - именно это заставило представителей творческого цеха выйти на улицу. Откровенно говоря, всегда было интересно, где же эта точка невозврата, в чем она выражается? Как и ожидалось, у заокеанского кинопроизводителя - она в деньгах.
Удивительно, но ощущение такое, что весь остальной мир нисколько не переживает по поводу безграничных возможностей искусственного интеллекта. Никому не приходят в голову ужасные предположения: а что, если в индийском кино завтра начнут петь аватары? Вдруг заговорят голосами Раджа Капура или современной звезды Айшварии Рай - без спроса, разумеется? Никто почему-то не опасается, что из итальянской кинодраматургии искусственный интеллект вытеснит современных Тонино Гуэрр? Почему так взволнован американский кинематограф? - как ни верти, ответ сведется к одному: к "кассе".
Стоит ли беспокоиться нашим, российским кинематографистам?
У нас уже есть пример, когда передовой телеканал, отзывчивый на новые технологии и прорывы, "воскресил" актера Владислава Галкина в "Диверсанте". Что это дало, кроме пиара, с точки зрения развития кино? Да, зрителя раз-другой можно привлечь: любопытно, как это - похож, не похож? Добавило присутствие такой вот виртуальной мумии художественных достоинств картине?.. Оставлю без ответа - это риторический вопрос.
Да, на мой взгляд, искусственный интеллект может лишить заказов многих сценаристов, работающих на поток низкопробных сериалов. Есть конкретная структура, алгоритм, с которым программа может справиться даже успешнее, чем те, кто пишет сейчас сценарии сериалов.
Если же говорить про настоящее творчество, то наши артисты и драматурги в полной безопасности - до тех пор, пока мы будем помнить, что такое наша национальная кинематография. Пока не будем путать искусство и искусственность. Технологии стремятся к совершенству. Люди - несовершенны. И в этом их самое большое и неизменное преимущество перед любыми технологиями. Искусственный интеллект по сути своей должен соответствовать идеальным стандартам и правилам. Он подражает человеку, он может довести все навыки, все операции до совершенства. А творчество состоит из нарушения правил, непредсказуемости. Без этого в произведении нет человеческого тепла, своего уникального знания мира. Можно изобразить гримасу - но не каждая гримаса вызовет эмоцию.
Другой вопрос - что зрители должны испытывать потребность в подлинном искусстве. А если зрителей все время приучать к рутинному, мозолистому, конвейерному, "никакому" творчеству, в котором за эффектами отсутствует и чувство, и идея, - тогда, конечно, рано или поздно зрители и сами превратятся в роботов. Тогда проблема отпадет сама собой: роботизированных зрителей, воспитанных таким кино, устроит любое зрелище, предложенное бесчувственным собратом, придуманным, искусственным интеллектом. Проглотят любое кино и любой сериал - не заметив, что они совсем "ненастоящие".
Пожалуй, это и должно сегодня беспокоить больше всего российских кинематографистов (и не только их).
И все-таки, я уточню. Есть много сфер, в которых новые, совершенные технологии крайне полезны - в том числе и в кинопроизводстве. Скажем, при восстановлении архивного материала. Или для устранения случившегося брака. Есть немало моментов, где машина может помогать человеку, не пытаясь его заменить.
Просто сегодняшнему жителю Земли необходимо чувство меры - и здравый смысл.