Жизнь писателя Валентина Пикуля была не менее драматична, чем сюжеты его произведений

Ровно 95 лет назад, в июле 1928 года родился великий русский писатель Валентин Саввич Пикуль. Увы, юбилей прошёл в полной тишине – ничего не слышно ни о самом юбилее, ни вообще о каких-либо памятных мероприятиях. А ведь речь идёт о человеке, который для воспитания исторического патриотизма в нашей стране, популяризации истории Отечества сделал куда больше, чем целые институты, академии или всевозможные государственные программы… Я лично знаю нескольких профессиональных историков, которые пришли к своей профессии именно через романы Валентина Пикуля. Его книги до сих пор переиздаются массовыми тиражами, хотя сам Пикуль давно ушёл из жизни. Однако прижизненная слава принесла Валентину Саввичу не только радость и всенародное почитание. На его долю выпали непростые жизненные испытания, которые он вынес с настоящей стойкостью героев своих романов! Парень из блокадного Ленинграда Его судьба действительно поистине уникальна. Он стал писателем, не имея не то что высшего литературного, но даже обычного среднего образования! Тем не менее богатству его литературного языка может позавидовать любой именитый академик-филолог. Своего умения Пикуль достиг упорным трудом, занимаясь самообразованием. Среднюю школу ему не дала окончить Великая Отечественная война, на которой погиб его отец, офицер морской пехоты. В 1942 году 14-летний Пикуль добился поступления в школу юнг, что находилась на Соловецких островах. А в 1943 году он уже служил на эскадренном эсминце «Грозный», воевавшем в составе Северного флота. Наравне со взрослыми Валентин нёс изнурительные 12-часовые вахты, сутками не снимая коченеющего на морозе бушлата, участвуя в уничтожении германских подводных лодок, в отражении атак вражеских самолётов и сопровождая морские конвои союзников… В 1945 году ему исполнилось 17 лет, а он уже был настоящим ветераном, с рано поседевшей головой и боевыми наградами на флотском мундире. Многие фронтовики не выдержали испытаний мирного времени. Уйдя на войну зачастую прямо со школьной скамьи, они вернулись домой, не имея ни профессии, ни образования. Они так и не нашли себе применения, заглушая свои проблемы водкой. Но другие, которые были покрепче, показали свою настоящую цену! Среди последних оказался и бывший юнга Пикуль. Ему после демобилизации пришлось заниматься самой разнообразной работой – служить ночным сторожем, трудиться разнорабочим на стройках. А всё свободное время он проводил в ленинградских библиотеках. Многие годы спустя он рассказывал, что тогда пытался найти в книгах правду о прошедшей войне, так сильно повлиявшей на его судьбу. Но в 40 – 50‑е годы страна только залечивала раны и ещё по-настоящему не осмыслила военную трагедию. Тогда Пикуль попытался писать сам. Пройдя сквозь многочисленные преграды и инстанции, он опубликовал свой первый роман «Океанский патруль», который сам потом признал своей слабейшей вещью. Пытался создавать и другие произведения на военную тему, но их он даже не доносил до журнальных редакций, бросая всё написанное в печку. Забегая вперёд, скажем, что он всё же создал несколько романов о войне. Самым удачным из них, на мой взгляд, стал роман «Реквием каравану PQ-17», где рассказывается о гибели союзного морского конвоя в водах Северной Атлантики летом 1942 года… Настоящим же призванием Пикуля стали исторические романы. Историей он увлёкся во времена библиотечного самообразования. Он проштудировал множество научных трудов и первоисточников. И когда в 1960 году в стране вышла книга известного советского журналиста-исследователя Сергея Смирнова «Брестская крепость», где нам впервые открыли имена и подвиг тех, кто защищал её, то Пикуль сразу вспомнил, что однажды ему попался похожий исторический эпизод, относящийся к далёким годам русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов. Так и родилась идея романа о подвиге гарнизона крепости Баязет, который в течение нескольких месяцев, будучи в полном окружении, отбивал многочисленные атаки турецких войск… Написал свой роман «Баязет» Пикуль буквально на одном дыхании. Читатель оценил это, и о Пикуле заговорили как о новой восходящей писательской звезде. И он оправдал эти надежды. Именно с этого романа, в котором действовали реальные исторические лица, и началась слава Пикуля как лучшего писателя России, строившего свои произведения на исторических темах. Вкалывал как проклятый В течение 60 – 80‑х годов Пикуль становится популярнейшим писателем. Из-под его пера один за другим выходили блестящие романы: «Слово и дело», «Пером и шпагой», «Фаворит» (XVIII век); «Крейсера», «Три возраста Окини-сан», «Богатство», «Каторга» (время русско-японской войны); «Битва железных канцлеров», «Моонзунд», «Честь имею» (эпоха конца XIX — начала XX века)… Его книги невозможно было достать, читатели давали их друг другу порой только на одну ночь. А каждое его новое произведение вызывало горячее обсуждение в обществе, жаждущем правды о прошлом своей страны. В чём же был секрет такой чрезвычайной популярности? Сам писатель объяснял этот феномен следующим образом: «К великому сожалению, у нас плохо знают родную историю. Порой мы знаем историю древних греков или римлян лучше, чем своё прошлое. Я уверен: будь у нас лучше поставлено историческое образование, не было бы такого интереса к моим романам». Подкупали и личности героев его произведений. Перед нами вставали вовсе не безликие истуканы, лишённые каких-либо человеческих качеств, исполненные в чёрно-белых тонах, чем часто грешили исторические романы той поры. На страницах произведений Валентина Саввича действовали живые люди со всеми присущими человеку слабостями и достоинствами. В мирные будни герой мог быть пьяницей и картёжником, а в трудные минуты совершал настоящие подвиги (яркий пример – герой «Баязета» поручик Карабанов). Ещё успех произведений Пикуля можно объяснить адской работоспособностью писателя. Для него написание книги было настоящим производственным процессом. Сначала он тщательно собирал материалы. Под рукой у него была великолепнейшая историческая библиотека, которую он собирал, начиная с 1952 года, в течение всей жизни и в которой были тома, сделавшие бы честь любому научному книгохранилищу (на покупку книг он тратил почти все свои гонорары). Затем составлялся подробнейший план произведения, с характеристиками всех персонажей. И только после этого Пикуль садился за работу. В этот момент для него не существовало ни праздничных дней, ни выходных – даже Новый год он несколько раз встречал за рабочим столом… А ещё Пикуль отдавал каждому роману всю свою душу, что, несомненно, улавливалось читающей публикой. Как писал по этому поводу литературный критик Сергей Журавлёв: «Его читают… Интерес к его книгам не просто огромный, а массовый, всенародный… Причём почти не приходится встречать в этом случае людей равнодушных: Пикуля либо безоговорочно принимают, либо столь же безоговорочно отвергают». Когда напала «нечистая сила» Самое интересное заключается в том, что популярного писателя не жаловали коллеги по литературному цеху, которые скорее от зависти именовали его «недоучкой», «историческим шоуменом», «квасным патриотом» и прочими весьма нелестными прозвищами. А руководство Союза писателей полностью игнорировало Пикуля при выдвижении на соискание различных литературных премий. Дело порой доходило даже до откровенной травли. Как свидетельствовал старый, ещё по школе юнг, друг писателя В.А. Ягодкин, во главе этой травли писателя стояли глава ленинградской писательской организации Даниил Гранин, который даже вынудил Пикуля переехать из Ленинграда в Ригу. Вообще Гранин, слывущий ныне либералом, в советские годы был яростным охранителем партийных устоев и поломал не одну судьбу (например, поэта Иосифа Бродского). Впрочем, Пикуль платил этим деятелям той же монетой, открыто называя Союз писателей сборищем бездельников, которые за государственный счёт проводят всё своё время между банкетами, торжественными заседаниями и весёлыми «творческими командировками». А в 1979 году разразилась настоящая буря. Пикуль тогда подготовил к печати роман «Нечистая сила» – книга рассказывала о последних годах Российской империи, о деградации правящего слоя, что в конце концов и привело к революционным потрясениям 1917 года. Вельможи позднебрежневской эпохи разложения КПСС тут же усмотрели в книге прямые аналогии с временем «дорогого Леонида Ильича». «Откликнулась» и советская еврейская общественность во главе с академиком Исааком Израилевичем Минцем. Этих возмутили страницы «Нечистой силы», в которых очень неприглядно были показаны еврейские банкиры, отиравшиеся вокруг «царского любимца» Григория РаспутинаПикуля стали не просто травить! Роман без ведома писателя опубликовали в очень урезанном виде. «Нечистую силу» громили со страниц всевозможных литературных журналов и партийных газет. И не только морально. В адрес Валентина Саввича стали поступать угрозы физической расправы. От переживаний скончалась тяжело больная супруга писателя. Пикуль был на грани полного отчаяния и едва не свёл счёты с жизнью… Любопытно, но к этой травле подключилась и заграница в лице эмигрантского «Народно-трудового союза» (НТС). Так, член НТС сын царского премьер-министра Петра Столыпина даже наклепал целую рецензию под названием «Крохи правды в бочке лжи», где утверждал: «В книге немало мест, не только неверных, но и низкопробно-клеветнических, за которые в правовом государстве автор отвечал бы не перед критиками, а перед судом». Скажу на это одно – сама рецензия Столпыпина-младшего как раз является низкопробной, откровенно клеветнической и вообще весьма убогой по качеству приведённых аргументов. А в силу напыщенного, но примитивного изложения эту статью просто невозможно дочитать до конца! Тем не менее сам факт совпадения позиций советского агитпропа и эмигрантских выкормышей весьма показателен – нашу великую страну, Советский Союз, видимо, начали сдавать уже тогда, задолго до событий перестройки… Пикуля тогда выручили военные в лице министра обороны маршала Дмитрия Фёдоровича Устинова и командования Балтийским флотом. Военные моряки увезли Пикуля на одну из своих островных баз, где дали ему комнату, к которой приставили охрану. Морские офицеры по первой же просьбе писателя привозили нужные ему для работы документы. Спокойная обстановка, морской климат, дружеское участие сильных, мужественных людей постепенно сняли жуткую депрессию и вернули писателю работоспособность. И снова, при активном участии главного редактора «Роман-газеты» Валерия Ганичева, стали выходить романы, которых публика ждала с прежним нетерпением. Писатель вторично женился. Супруга Антонина стала не только подругой, но и бессменным литературным секретарём Валентина Саввича. Однако годы переживаний, жёсткой борьбы с «литературной общественностью» и окололитературными чиновниками не прошли даром. В 1986 году Пикуля сразил первый инфаркт, а в 1990‑м – второй, уже смертельный… …К сожалению, произведения Пикуля, несмотря на огромную популярность, сегодня мало экранизированы. Могу назвать только ленты по «Моонзунду», где блестяще играет Олег Меншиков, «Нечистой силе» (фильм Элема Климова «У последней черты»), сериал «Баязет»… Хотя и другие произведения так и просятся на киноэкраны – по лихой закрученности сюжета и детективной составляющей они могут дать фору самому удачному голливудскому сценарию – например, «Честь имею» или «Каторга». Но самая главная проблема заключается в том, что писателя фактически игнорирует наша власть, представители которой часто любят говорить о патриотизме через историческое воспитание. А это не просто не делает чести ответственным чиновникам, а свидетельствует прежде всего об их формальном подходе к делу – что само по себе очень печально… Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что 19 июля исполняется 130 лет со дня рождения Владимира Маяковского.

Жизнь писателя Валентина Пикуля была не менее драматична, чем сюжеты его произведений
© Нижегородская правда