Войти в почту

об истории с Исинбаевой и о присвоении воинских званий спортсменам и артистам в СССР и сегодня

«Власть была не просто литературоцентрична. Она была идейна. Она нуждалась в проводниках идей, которые отвечают за слова, потому что это их личные слова. Ныне же литературоцентричность, идейность сменили законы шоу-бизнеса, шоу вообще, пиара. И по этим законам живёт не только общество, но, увы, и политика, и армия. Мобилизационное общество, имевшее место ранее, сменило общество зрелищ».

Все уже высказались, ну и я напоследок.

Про майора Исинбаеву. На самом деле не про неё.

Разве, к примеру, при Сталине не было спортсменов? Были, и ещё какие!

Не было артистов? Были, и ещё какие.

Но спортсмены и артисты получали воинские звания в исключительных случаях — когда, собственно, являлись профессиональными военными.

Сталин что, не знал о популярности Утёсова и Бернеса, Лемешева и Козловского? Артиста Ливанова и артиста Алейникова? Крючкова и Абрикосова? Знал. Но он не давал им званий и не увешивал их боевыми орденами, как новогодние ёлки.

Зато при Сталине офицерские звания получили Шолохов и Твардовский, Симонов и Леонов, Сурков и Долматовский — короче, сотни литераторов, приписанных к военным изданиям, подавляющее большинство которых военными прежде не были.

Почему?

Потому что власть была не просто литературоцентрична. Она была идейна.

Она нуждалась в проводниках идей, которые отвечают за слова, потому что это их личные слова.

Ныне же литературоцентричность, идейность сменили законы шоу-бизнеса, шоу вообще, пиара. И по этим законам живёт не только общество, но, увы, и политика, и армия.

Мобилизационное общество, имевшее место ранее, сменило общество зрелищ.

Понятно, если бы власть манипулировала обществом посредством шоу-бизнеса — это её, в конце концов, работа. Но она сама стала объектом манипуляции! Она сама себя обманула! Она окружила себя бессмысленными людьми просто потому, что это люди знамениты, и власти это льстит.

Ну давайте называть вещи своими именами! Чего скрывать? Нынешняя власть смотрит кино и любит спорт. И власть организовала себе селфи со звёздами в постоянном режиме, максимально приблизив всю эту рать.

Но это всё человеческое. Это слишком человеческое.

В 2022 году выяснилось, что законы шоу больше не работают (на самом деле выяснилось гораздо раньше), потому что думать и производить хоть какие-то смыслы — не работа спортсменов и артистов.

Это работа Александра Андреевича Проханова и Юрия Михайловича Кублановского, Юнны Мориц и Ани Долгаревой, Михаила Тарковского и Семёна Пегова, Александра Гельевича Дугина и Андрея Коробова-Латынцева, Егора Холмогорова и Алексея Чадаева, Андрея Рудалёва и Дмитрия Мельникова, Германа Садулаева и Марии Ватутиной, Влада Маленко и Анны Ревякиной.

Однако несмотря на то, что это стало очевидным для огромного количества разумных людей, мы так и остались жить в мире, где вся страна обсуждает (хоть и осуждает) «майора Исинбаеву», а всякая мысль в лучшем случае трясётся на облучке, но вообще — сидит на обочине и бесстрастно смотрит, как катается туда-сюда эта дурацкая господская коляска.

Скептик скажет сейчас: ага, автор пропел песню о том, как ему тоже хочется в господскую коляску.

Полноте, у меня есть и звания, и эфиры, и возможности, и даже своя коляска.

Речь о другом.

Впрочем, всё сказано выше.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.