Уличных музыкантов в Петербурге будут лечить от эгоизма
Более двух тысяч заявок на уличные выступления поступило с начала мая в городскую и районные администрации от музыкантов, танцевальных коллективов и других артистов. Об этом сообщили в комитете по культуре, проанализировав первые результаты действия нового порядка с согласованиями уведомлений. Главный итог, который радует чиновников: установив перечень доступных площадок на карте города, власти разгрузили спорные места, где музыканты мешали жить людям и работать организациям. В то же время оказалось, что площадки в историческом центре расписаны под завязку, а десятки мест по всему городу пока не востребованы.
Первый сезон
Уведомительный порядок для уличных музыкантов действовал с 1999 года, он был установлен приказом тогдашнего губернатора Владимира Яковлева. Но документ устарел. Поэтому в прошлом году чиновники и депутаты решили, что его нужно обновить, приняв сначала рамочный закон, а затем и подзаконные акты с конкретикой.
Ключевых изменений два: артисты теперь не просто направляют уведомления за 20 дней до своего выступления, а еще и получают согласование. Вторая новация, которая постепенно обретает популярность не только у музыкантов, но и у зрителей, — это интерактивная карта на портале «Культура Петербурга», где обозначены все места для представлений. Причем с градацией: белыми кружками с нотками — «тихие» площадки без звукоусиливающей аппаратуры, сиреневыми и темно-синими кружочками с нотками — «умеренные» и «громкие» места с техникой до и свыше 500 ватт соответственно.
Глава петербургского комитета по культуре Федор Болтин сообщил, что, выбирая точку на карте, исполнители переходят в форму заполнения заявки на портале «Госуслуги». Там подгружаются все их данные, и заявку остается только подписать, а потом отслеживать ее состояние. «Это первый сезон проекта «Уличный артист». И хотя основной принцип подачи уведомлений не менялся, мы очень много внимания уделили разъяснительной работе. Первое время даже не штрафовали нарушителей, которые решили игнорировать правила. Нам нужно было, чтобы новый порядок прижился. И мы рады, что в целом разъяснительная и методическая работа дала свои результаты. Артисты быстро адаптировались. Тем более что механизм стал прозрачнее и удобнее», — рассказал Болтин.
По его словам, если с начала мая, когда заработал закон, в комитет и в районные администрации было подано около двух тысяч заявок, то только на одну Дворцовую площадь пришлось около четырехсот.
Альтернативная афиша
С одной стороны, кроме как на точках с кружками, выступать нигде нельзя. И это не очень приятно осознавать творческим личностям. С другой стороны, любой петербуржец или гость Северной столицы перед тем, как прогуляться, может посмотреть на карте, где в этот день танцуют и поют «петербургские достопримечательности», и построить соответствующий маршрут.
Другое дело, что, изучив карту, можно обнаружить, что самые интересные локации расписаны на месяц вперед с утра до вечера и даже с ночи до утра, а иные не пользуются популярностью совсем.
В расписании, кстати, значатся только названия групп и имена артистов без описаний характера выступлений, что не очень удобно. Например, на стрелке Васильевского острова весь август с полуночи до 6 часов утра выступает Алексей Никитин, а с 7 утра до 23:55 — группа «Принципы». В саду у Зимнего дворца с 9 утра до 22 часов тоже целый месяц — «Творческий коллектив «Петербург», на одной из двух площадок у Александровской колонны с 10 утра до 22 часов каждый день — некий Драцевич О.М. Таврический сад делят коллективы «Романтическая гитара» и «Танцевальные мастер-классы». А, например, у станции метро «Приморская», в Салтыковском саду у Черной речки, у Южно-Приморского парка в Красносельском районе, в Театральном сквере у памятника композитору Римскому-Корсакову и на десятках других локаций в городе никто выступать не хочет — расписание пусто.
Музыканты и потенциальные зрители считают, что здесь есть куда совершенствовать правила. Ведь вряд ли музыканты готовы петь и играть 11 часов подряд: качественное выступление дольше трех часов показать невозможно. Поэтому непонятно, зачем бронировать площадку на столь длительное время, не оставляя шансов там выступить другим молодым и талантливым исполнителям. Получается, что полдня, а то и дольше место пустует и делать шоу там никто не может. Решить эту задачу можно было бы, установив ограничение на бронирование в 2-3 часа в день для одного коллектива.
Федор Болтин обозначил и другую проблему: «У нас установлено ограничение по длительности бронирования в один месяц. Но в коллективах несколько людей и они по очереди оформляют заявки как физические лица. Мы пока думаем, как это исправить, чтобы все было честно и не вызвало недовольства у других артистов».
Спать и работать спокойно
Распределение точек для выступлений решило еще одну проблему. Раньше музыканты пели и танцевали с микрофонами и барабанами вдоль всего Невского проспекта, исполняли под окнами жилых домов часами одни и те же композиции. У Театра эстрады имени Аркадия Райкина перебивали шумом репетиции, а у Армянской церкви — службы. Страдали и чиновники самого комитета по культуре: при всей любви к искусству из-за шума они не могли открыть окна в жаркую погоду — напротив, у Гостиного двора, как раз облюбовала место одна весьма громкая рок-группа.
«Теперь значительно сократилось число жалоб от жильцов и организаций, чьи здания выходят на центральные магистрали города», — не без удовлетворения отметил глава комитета по культуре.
Первые штрафы
Первое время нарушителей старались не наказывать. Им выдавали методички и разъясняли новые правила. Но к третьему месяцу эксперимента лимит лояльности закончился.
Напомним, что по закону за нарушение порядка положены штрафы: для граждан — от 1,5 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц — от 25 до 50 тысяч, для индивидуальных предпринимателей — от 30 до 40 тысяч, для юрлиц — от 50 до 200 тысяч рублей.
Болтин сообщил, что по локациям, которые курирует комитет, то есть в исторических местах, нарушений не было. А вот в районах уже заведены административные дела. Например, в Василеостровском районе — около десятка, а в Центральном — уже выписано примерно 20 штрафов.
Нет предела совершенству
По итогу первого весенне-летнего сезона комитет намерен оценить сильные и слабые стороны запущенного проекта. Но уже сегодня есть вопросы, которые необходимо дополнительно отрегулировать.
«Например, мы столкнулись с вопросом уличных художников. Но не студентов творческих вузов на практических занятиях, а тех, кто выступает с шоу, использует баллончики с краской, готовит зрелищную программу или рисует по заказу зрителя. Для них нужны дополнительные условия. Нужно предусмотреть места и для них, так как их выступления не требуют наличия музыкального оборудования. Но при этом им необходимо соблюдать чистоту и общественный порядок», — дополнил Федор Болтин.
Сейчас заявки таких исполнителей утверждают в ручном режиме. Но очевидно, считает глава комитета, нужно вносить изменения в нормативные акты.