памяти Ирины Мирошниченко
«Папа актрисы — младший политрук Вайнштейн с Украины, что служил в Сибири, мама — актриса Мирошниченко с репрессированным первым мужем, сама Ирина Петровна родилась в Барнауле. Какой масштаб — социальный, географический, драматургический — на тысячи километров в любую сторону. Это всё накладывает неизгладимый отпечаток: вы посмотрите «красавице-сестре» Кате в глаза в кадре — это не глаза сегодняшнего 21-летнего, уткнувшегося в смартфончик. Там — вся преждевременная мудрость поколения».
«Не читай во время еды: вредно», — говорит юному Михалкову «красавица-сестра» Катя. «Лягушонок», — бубнит в ответ подросток Никита Сергеевич. Так в советское кино ворвалась актриса нездешней красоты и стати Ирина Мирошниченко. Ей был 21 год, когда она снялась в «Я шагаю по Москве».
Это был 1963-й, когда во всём мире в кино, музыку и театр пришли дети войны, рождённые в 1942-м, 1944-м, — реальное послевоенное поколение. Когда в советском кино начался настоящий расцвет: режиссёры — все сплошь фронтовики, актёры — дети войны. Удивительное время, которое отчего-то именно с этой точки зрения никто так и не проанализировал.
Люди после войны хотели настоящей красоты — отсюда завораживающая красота актрис той эпохи. И Ирина Петровна — идеальный пример.
А ещё, если рассматривать её жизненный путь, становится понятно, как в жизни отдельно взятой советской и русской звезды отражается само устройство страны СССР, которой уже как бы и нет, но мифов о ней полно.
Папа актрисы — младший политрук Вайнштейн с Украины, что служил в Сибири, мама — актриса Мирошниченко с репрессированным первым мужем, сама Ирина Петровна родилась в Барнауле.
Какой масштаб — социальный, географический, драматургический — на тысячи километров в любую сторону. Это всё накладывает неизгладимый отпечаток: вы посмотрите «красавице-сестре» Кате в глаза в кадре — это не глаза сегодняшнего 21-летнего, уткнувшегося в смартфончик.
Там — вся преждевременная мудрость поколения.
Да и сама Ирина Петровна, несмотря на образ сногсшибательной блондинки, была очень серьёзным человеком и, как результат, актрисой тоже серьёзной.
Хорошая раньше была школа: на экран — только с театральных подмостков. До дебюта у Данелии у Мирошниченко две роли в Студии Ленкома, роль в Школе-студии МХАТ — она начала трудиться на сцене в 1959-м. И каждый раз до боли обидно, что многие вещи не сохранились ни в звукозаписи, ни на киноплёнке. Хотя бы для того, чтобы современные молодые актёры понимали, как это всё было.
Многие воспринимают Ирину Мирошниченко как киноактрису. И реально у неё фантастически удачная карьера в кино, у неё огромная фильмография. И не стоит думать, что многие роли с «иностранным акцентом» у неё только потому, что «нездешний имидж», — вовсе нет.
А как интересно получилось с «Зимней вишней», где главной звездой стала Елена Сафонова, под которую зрительницы даже стриглись… но всегда вспоминают Ирину Мирошниченко, хотя у неё там вовсе не главная роль. И весьма сложный образ. Как сейчас бы сказали, противоречивый. Сейчас, когда про неё вспоминают и пишут все, отчего-то люди сразу вспоминают образ жены главного героя, который, как водится, не может определиться между женщинами. С одной стороны — карьеристка, с другой стороны — достойная женщина, которой достался вот такой мужичок амбивалентный.
А вы, вообще, помните, что Мирошниченко — Мария Магдалина в «Андрее Рублёве» (1966)? Пересмотрите: самое время.
Но Ирина Петровна работала во МХАТе с 1965 года. Её последняя роль — в «Театральном романе» (2022). Как минимум 48 ролей. Со всеми метаморфозами профессионального развития — даже в силу естественного взросления исполнителя, не говоря о приходе опыта. Колоссального опыта. И если кинокарьера актрисы развивалась у всей страны на виду, то, конечно, театральная по техническим причинам менее пристально рассматривалась широкими массами поклонников таланта. Но это гигантский пласт дарования Ирины Петровны.
Если есть хоть какие-то записи — нужно пересмотреть. И ещё раз сказать спасибо. Вослед.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.