Снегирь над морем не летает
В основу фильма положена книга Георгия Владимова "Три минуты молчания", от которой мало что осталось. Например, исчез главный герой, от лица которого и ведется рассказ. Собственно, из всей книги взят только один эпизод – со штормом и спасением норвежских рыбаков. Александр Робак в фильме "Снегирь". Фото: posletitrov.ru. Итак, на небольшое судно, траулер "Снегирь" на практику приходят двое "салаг", Максим и Никита (тут отметим работу сына Хлебникова, Макара, как раз в роли Никиты – чем-то он похож на незабвенного "Курьера"). А на траулере свой, давно спаянный коллектив, представленный яркими, резко очерченными типажами (это главная, и очень большая, удача режиссера – герои Александра Робака, Тимофея Трибунцева, Евгения Сытого и других составляют гармоничный, реалистичный, хотя и на грани карикатуры, ансамбль). Если коротко, бывалые рыбаки (хорошие, в сущности, интересные, яркие люди), мальчишек принять не готовы. Вернее так: готовы принять, перемолов, приспособив к себе. У одного, Максима, "перемолоться" получается. У Никиты – нет, что отчасти и ведет к большой трагедии… Почему люди, не просто хорошие, но и прямо героические, оказываются эмоционально глухи и жестоки не к "своим"? Вот один из главных вопросов фильма, не имеющий, естественно, однозначного ответа. Действие происходит в декорациях, сделанных по-советски достоверно (известно, что съемочная группа крайне тщательно прорабатывала бытовые детали, например, предварительно фиксируя все детали реальных плаваний на документальную камеру, а потом воспроизводя в кадре). Картины быта и нелегкой работы рыбаков весьма убедительны. Плюс прямо голливудский по размаху эпизод шторма и действительно героического спасения норвежских рыбаков… Смотрится все на одном дыхании. Никита. Фото: afisha.ru. Однако очевидно, что для режиссера все это не главное, внешний антураж таковым и остается (с тем же успехом Хлебников мог бы снять фильм не про рыбаков, а, например, про вахтовиков Крайнего Севера). Режиссер постоянно педалирует именно социальные смыслы, в итоге выходя даже на некое обобщение: все у нас в России не так, для нормальной жизни мы не годны, друг к другу жестоки, полны комплексов и злобы – зато в "минуты роковые" демонстрируем чудеса. Стоило ли ради такой заезженной мысли волну, в прямом и переносном смысле, гнать? Лучше бы Хлебников оставался в рамках "процедурала" (как нынче называют "производственный роман") с элементами катастрофы, и то и другое у него получается отменно. А смыслы… что ж, можно их внедрять и не напрямую. Сегодня ведь и для публики актуальнее (если брать советское кино, которое Хлебников любит и многим традициям которого следует) скорее "Путь к причалу", чем "Остановился поезд". Кто скажет, что фильм Данелии "хуже", "глупее" чем фильм Абдрашитова? А Никиту, этого нежного снегиря в чужом птичнике, действительно жалко, и это одно из достижений фильма.