Башмет представил в Зарядье концерт на основе молитвы святого Серафима Вырицкого
В том, что молитвенные тексты несут в себе огромный заряд культурного воздействия, можно было убедиться в концертном зале Зарядье, где в рамках Московского урбанистического форума прошел концерт-спектакль "От Меня это было". Имя Юрия Башмета вместе с "Солистами Москвы" было безукоризненной приманкой для состоявшегося концерта. Но и все остальные исполнители необычной оратории - актер Андрей Мерзликин, Московский Синодальный хор под руководством Алексея Пузакова, Большой детский хор имени В.С. Попова под руководством Анатолия Кислякова - только добавляли ей очки.
Но самым интересным моментом состоявшегося музыкального события было все-таки парадоксальное соединение музыки, пения и художественного чтения с молитвенной основой первоначального текста.
"От Меня это было" - что-то вроде духовного завещания, сделанного известным святым 20 века, преподобным Серафимом Вырицким, и адресованного пытающемуся стать на христианский путь человеку. Святые люди часто пишут стихи. Духовная сила и радость имеют свойство прорываться в словесное творчество. Но к стихосложению этому порою не знаешь, как отнестись, потому что оно иногда бывает наивным и совсем не поднимающимся к культурным высотам.
Однако "От Меня это было" - текст несомненной поэтической силы, причем заданной не мастерскими стараниями поэта, а могучим художественным гулом откровения и опытом человеческого переживания и страдания. И, конечно, неожиданный резонанс придало спектаклю то, что текст невероятной экзистенциальной силы соединился с музыкой прославившегося мелодизмом современного композитора Петра Корякина, с прочтением известного актера Андрея Мерзликина, и все это оказалось в руках признанного маэстро Юрия Башмета, чье имя само по себе культурный знак.
Прозвучавшие до оратории Анданте для струнного квартета №2 и Ноктюрн Петра Ильича Чайковского стали своего рода изъяснением музыкальной основы русской культуры с ее сентиментальностью и вместе с тем убедительностью, высокой горечью размышления и его преодолевающей силой, с волнением возникновения нового и пронзительностью музыкального высказывания как такового.
Концерт прозвучал, как открытие. Единственное, что озадачило, так это решение Андрея Мерзликина декламировать текст в духе и тоне довлеющего слова. Конечно, все, что говорится с амвона, по праву имеет признаки авторитарного слова, об этом говорил еще Михаил Бахтин. Но "От Меня это было" так много читалось верующими людьми наедине с собой и Тем, от кого говорятся эти слова, что, конечно, кроме мотива непререкаемой власти Бога над нами, несомненно вырисовывались мелодии скорби, печали, надежды и любви. Для них, наверное, можно было поискать какие-то другие интонации и акценты.