Театр - это любовь на всю жизнь!

За плечами народного артиста России Александра Домогарова сотни знаковых ролей. Много лет он остаётся любимым актёром разных поколений. Среди работ более сотни фильмов и десятки спектаклей. Корреспонденту газеты «Щит и меч» удалось узнать о важной премьере, новых «Гардемаринах», сложностях в профессии, сыне-режиссёре, а также взглядах на современный кинематограф. - Александр Юрьевич, вам исполнилось 60 лет. С какими ощущениями подошли к дате? - Когда в душе 30, а по паспорту 60 - никуда не деться. Говорят, время подводить итоги, а делать это совершенно не хочется. Воспринимаю как продолжение пути. Не могу сказать - всё впереди, что-то давно позади, просто какой-то возрастной рубеж. Перед тобой открываются другие пространства, цели и дороги. К круглой дате совместно с Ниной Чусовой подготовили спектакль «Маскарад» по драме Лермонтова. Очень благодарен Центральному академическому театру Российской армии за постановку в день моего рождения. Она сложная технически, эмоционально, с точки зрения актёрского состава и музыки, которую написали специально для спектакля вместе с симфоническим оркестром. Я сыграл Евгения Арбенина. Роль из тех, что не даются просто так. Она не для галочки, очень высокая планка, уровень мировой драматургии. - Вы не только играете на сцене, снимаетесь в кино, но ещё и поёте… - Весной на главной сцене страны прошёл музыкальный спектакль, посвящённый 85-летию со дня рождения Владимира Высоцкого, где мне посчастливилось принять участие. Для драматического артиста, не занимающегося вокалом профессионально, работать на зал в пять тысяч человек - большое испытание. Собрали аншлаг, результатом остались довольны. Готовились основательно, в течение месяца плотно репетировали с Образцово-показательным оркестром войск национальной гвардии Российской Федерации. Считаю событие нашей творческой победой в этом году. - В каком музыкальном направлении вам нравится работать? - Мне безумно импонируют не только профессиональный оперный и эстрадный вокал, но и драматическое пение. Его использовали Высоцкий, Утёсов, Бернес. Если нет выдающихся музыкальных способностей, начинаешь исполнять композиции сердцем и душой, как чувствуешь. Получается скорее песня-рассказ. Дико сомневался в своих данных до момента, когда режиссёр Театра Российской армии Павел Хомский лет 20 назад привёз кассету мюзикла «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Мы собрались, послушали, стали работать, и получился музыкально-драматический спектакль. Он имел успех у зрителей. В таком направлении мне нравится творить. - Что самое сложное в актёрском мастерстве? - В профессии я стал перфекционистом. Бывает, приходишь на репетицию спектакля, берёшь известную пьесу и думаешь, что тебе всё понятно. Но это ошибка. Когда выходишь на сцену, становишься первокурсником: руки, ноги, голос не слушаются, читать не умеешь, акценты расставляешь неправильно, строчку неверно соблюдаешь. Чтобы привести всё в состояние органики, требуется время. Для хорошего спектакля нужно съесть не один пуд соли, а сколько рубашек промокнет от нервов! Только энергетикой артист может победить на сцене, увлечь зрителя и получить обратную связь, сопереживание от зала. Важно уметь перешагнуть одну плоскость и войти в другую, влезть в шкуру персонажа, проанализировать героя, понять, почему он поступил так, а не иначе. Сегодня искушённых зрителей ничем не удивишь. Надо постараться, чтобы «затащить» в свой мир и заставить забыть о проблемах. - В вас остаётся что-то от ролей? - Есть разные подходы. Можно выйти на сцену, воспроизвести строки выученного текста и поставить галочку, что сыграл того или иного героя. Или годами исполнять одну и ту же роль, искать, но так и не прожить её. Роль - это маска, она долго примеряется, с трудом приклеивается. И вот появляется герой с твоим лицом, руками и ногами, пластикой и голосом. Каждый спектакль её надеваешь и снимаешь, но клей-то остаётся, кусочки маски на твоём лице - и никуда их не деть. - Какие сыгранные киногерои являются для вас знаковыми? - Все роли - дети, рождённые мной. Не могу говорить хорошо или плохо о них. Все работы в моей биографии связаны с людьми. Мне очень повезло, что довелось трудиться с теми, кто вершит судьбу кинематографа: Андреем Кончаловским, Анджеем Вайдой, Ежи Гофманом. Наверное, период работы над картиной «Дядя Ваня» Андрея Кончаловского - самый сложный и счастливый. Пришлось освоить огромное количество материала, книг, информации. Такого со мной больше не повторялось. - Не думали трудиться за рубежом? - Я много поездил по миру, и таких, как русские, нигде не встречал. С похожим менталитетом, добротой, точкой зрения на жизнь, открытостью. Я - гражданин России, люблю её и никогда не покину. Тут могила моих родителей. Здесь меня научили: где родился, там и пригодился. - Как вам современный кинематограф? Вы достаточно избирательно относитесь к своим ролям и далеко не на всё соглашаетесь…. - Недавно посмотрел сериалы «Актрисы» и «Балет». Как на артиста они произвели на меня очень большое впечатление, близки эти темы. Поразила режиссёрская и операторская работа. Подумал, что наконец-то в наших сериалах произошёл качественный рывок. Присутствовал на премьере «Вызова» и искренне считаю героическим подвигом улететь в космос и создать эту картину. Очень понравился «Чебурашка», получил большое удовольствие. Немного позавидовал артистам, которые там работали, уверен - им было весело и интересно. На те роли в кино, которые сейчас предлагают, не вижу смысла тратить время. Мне всегда казалось, что театр - это любовь на всю жизнь, оттуда выносят только вперёд ногами. А кино - любовь временная, пока внешне ты соответствуешь моде. Там не смотрят на опыт и умения, ты должен подходить визуально. - Скоро выходят новые «Гардемарины» с вашим участием. Расскажите подробнее о работе. - Светлана Дружинина с Анатолием Мукасеем сняли продолжение, и уже назначены даты премьер. Две полнометражные картины: одна называется «Мир», другая - «Война». Зритель увидит, и ему судить. Мне повезло 30 лет назад встретиться со Светланой Сергеевной и Анатолием Михайловичем. Таких профессионалов остались единицы, их надо беречь, слушать, холить и лелеять. Большое счастье иметь возможность с ними сотрудничать. - Сын Александр пошёл по вашим стопам и успешно работает в кино, является режиссёром и сценаристом. Наблюдаете за его творчеством? - Конечно, слежу и переживаю, но он взрослый парень и порой даёт мне советы. Другое дело - слушаю их или нет. Мы работаем в разных областях. Тысячу раз говорил: взлететь несложно, удержаться - тяжело. Конечно, всегда готов оказать помощь, подставить плечо. Александр уже не маленький мальчик - это его жизнь, пусть сам выбирает и вершит судьбу. Замахивается на серьёзную литературу и драматургию - дай Бог, только поддерживаю в стремлении. Визитная карточка Александр Домогаров - актёр театра и кино, народный артист России. Родился 12 июля 1963 года в Москве. Окончил Театральное училище имени Михаила Щепкина, мастерскую Виктора Коршунова. Выступал на сцене Малого театра, сейчас трудится в Центральном академическом театре Российской армии и театре имени Моссовета. В 1984-м начал сниматься в кино. Первый успех пришёл после выхода картины «Гардемарины 3», в которой сыграл роль Павла Горина. В 1997 году вышел сериал «Графиня де Монсоро» с Александром Домогаровым в главной роли (граф де Бюсси). Позже артист принял участие в таких фильмах и сериалах, как «Бандитский Петербург», «Марш Турецкого», «Сатисфакция», «Союз Спасения» и многих других. В 2007 году получил почётное звание «Народный артист Российской Федерации». Имеет ряд наград, в числе которых орден Дружбы, театральная премия «Чайка», национальная премия «Золотой орёл».

Театр - это любовь на всю жизнь!
© МВД МЕДИА