Анастасия Миронова: «Мы сами формируем нашу историю и сами оставляем о ней память»
Представления о прошлом – ключевой ресурс любого общества. Память выступает в роли посредницы между поколениями. Знания, полученные в прошлом, необходимы для создания будущего, являются своеобразной исторической основой духовной культуры общества. Бездумное переписывание истории, переоценка прошлого разрывают хрупкую нить памяти, разрушают духовное и культурное наследие народа. Своими представлениями о том, как сохранить историческую память, сформировать патриотическое самосознание, пробудить гражданские чувства, воспитать любовь к историческому и великому культурному наследию нашей страны в современных условиях поделилась в студии партнерского объединения Медиацентр, организованного новостным агрегатором СМИ2 и информационным агентством Росинформбюро, директор по развитию кинокомпании «Триикс Медиа» Анастасия Миронова.
— Когда-то основатель Советского государства Владимир Ильич Ленин сказал, что важнейшим искусством для нас является кино, и это определение, сделанное больше века назад, наверное, актуально сейчас не меньше, чем тогда. Достаточно вспомнить эффект того же Голливуда, который позже появился. Но и советское кино тоже ведь было очень мощным, глубоким, сильным, особенно которое мальчишки определяли как «про войну». Но сейчас есть множество фактов искажения исторической информации о Великой Отечественной войне. Как вы считаете, как можно с помощью кино противостоять этому?
Я считаю, что кино будет в данном случае одним из сильнейших. Вспомним, что примерно с 2019-го года в России реализуется федеральный проект «Без срока давности». Он рассчитан на сохранение исторической памяти о подвигах нашей армии, о тех трагедиях, которые мирное население переживало во времена войны. В рамках этого проекта много сделано в части документальных и художественных фильмов. Мы в кинокомпании «Триикс Медиа» тоже поддерживаем этот проект. У нас есть подразделение молодежного контента, которое занимается как раз производством патриотического и военно-исторического продукта, контента именно для молодого поколения. У нас есть проект, мы на него подали заявку в Фонд кино — полнометражный фильм «Детский лагерь смерти». В нем рассказывается о детском концентрационном лагере, организованном фашистами в Вырице. Фашисты не афишировали «учреждение». Говорили о «детском доме»: так он проходил по документам, так приказано было называть лагерь и самим малолетним узникам. Сейчас рассекречиваются материалы и становится известно, что это был концлагерь, где детей использовали как доноров крови. Это ужасно, и о таких фактах должны знать граждане нашей страны, да все должны знать. И помнить.
— Да, мы помним еще по фильму «Щит и меч», когда главный герой приезжает вот в такой детский лагерь, и детишки говорят: не убивайте меня, я еще могу кровь сдать. По всей видимости, это в развитии тех данных, которые тогда уже начали поступать.
Мы, когда готовили этот проект (там часть исторических событий, есть художественный вымысел — какое кино без этого), вместе со сценаристом работали и изучили очень много материалов. Для меня стало чудовищным открытием то, что в Германии считали детскую кровь, причем кровь голодных детей пубертатного периода, самой чистой. В том концлагере погибло много детей. А те, кто выжил, рассказали, как все было на самом деле. Мы подготовили сценарий, надеюсь, что Фонд кино нас поддержит. Надеемся на положительно решение фонда кино, хотим, чтобы фильм сыграл огромную роль в том, чтобы граждане нашей страны узнали о таких фактах. И помнили об этом.
— Искажение фактов касается не только давних, но и современных конфликтов. Возможно ли в данном случае посредством кино повлиять на это и минимизировать риски?
Не только возможно – именно это и повлияет. Давайте посмотрим, что у было раньше: иностранные фильмы, которые доносили свою информацию. Нам нужны свои, с их помощью мы сможем доносить правдивую информацию. И это могут быть не только художественные, но и документальные фильмы, подкасты в видео- аудиоформате, которые сейчас безумно популярны. Создавая такой контент с благой целью, мы должны учитывать ту целевую аудиторию, на которую он рассчитан изначально. Потому что детки младшего возраста не поймут или неправильно поймут информацию в фильме, который рассчитан на возрастную группу старше. Для средней категории нужно что-то более легкое, потому что у нас клиповое мышление и нужно быстро получать информацию. Старшее поколение, конечно же, будет радо качественным художественным фильмам и сериалам, которые будут захватывать, которые можно будет посмотреть в том числе и по телевизору.
— Каким, на ваш взгляд, должно быть современное кино о войне?
На мой взгляд, современное кино должно быть качественным, конечно.
— А что вы под этим подразумеваете?
В первую очередь – качественный сценарий. Затем – костюмы, кастинг. Мы понимаем, что не обойтись без маркетинга, от продвижения многое зависит в современной реальности. Может быть снят прекрасный фильм, но маркетинговая стратегия настолько не продумана, что половина населения про него не узнает. Кроме того, не нужно забывать, что в фильмах про войну, в исторических лентах необходимы хорошие военные консультанты, историки, уже даже на стадии проработки сценария, чтобы снятое соответствовало правде.
— Что, по-вашему, важнее – спецэффекты или актерская игра? Нет ощущения, что в погоне за какой-то зрелищностью мы теряем и то, и другое на самом деле?
Во-первых, начнем с того, какой жанр кино. В мелодраме спецэффекты нужны в меньшей степени. Опять же вспоминаем о целевой аудитории, на которую рассчитан данный контент. Если это мужская аудитория, возраст 20-50, то спецэффекты будут играть не меньшее значение. Если это еще и боевик, тем более. Если это женщины, и они хотят посмотреть про любовь во время войны, то, естественно, нужна актерская игра. Но я бы даже так не говорила, важно всё. Потому что спецэффекты не спасут ситуацию, если актеры будут плохо играть.
— Как вы считаете, сейчас важнее снимать кино об исторических событиях или о современности?
Я считаю, что нужно снимать и то, и другое. Нельзя сейчас сказать, что что-то важнее. Да, нам нужно сохранять историческую память о событиях Великой Отечественной войны. И не только в части художественных фильмов и сериалов, но и в специальных программах, в школах, чтобы дети знали, как все было на самом деле. Без искажений. Потому что интернет предоставляет любую информацию, и именно мы должны позаботиться о том, чтобы дать правильную информацию. О событиях настоящего времени тоже нужно рассказывать, потому что рано или поздно они превратятся в историю и так же могут быть искажены. И скорее всего, наши потомки будут смотреть по тому, как мы это воспринимали. Потому что мы сами формируем нашу историю и сами оставляем о ней память. Поэтому нужно серьезно относиться к созданию контента и про прошлые времена, и про настоящее время, не думать только о спецэффектах, а думать о сути, качестве и о смыслах, которые мы вкладываем в данный контент. Сейчас это более чем важно.
— А где зритель может увидеть вашу продукцию в ближайшее время?
Мы изготавливаем сериалы для канала НТВ, на Пятом канале. У нас есть прекрасный фильм «Небо», который был снят при огромной поддержке Министерства обороны, спасибо им большое. Я сама из семьи военных, дочь подполковника, командира части, и когда я смотрела фильм, он меня просто захватил. Я думаю, его будет полезно посмотреть и взрослым, и детям. Это кино про отвагу, честь и достоинство. Еще один наш хороший фильм «Золотая бронза», который в свободном доступе есть и в Rutube, и ВКонтакте. На его изготовление выделил средства Институт развития интернета. Этот фильм рассказывает историю детей 1 сентября в Беслане. Но история без акцента на трагедию, эта история о дружбе четверых детей, о взаимовыручке, товариществе, про путь к победе – детки стали олимпийскими чемпионами. На Олимпиаде в Токио двое мальчиков, которые были связаны с этими событиями, получили золотую и бронзовую медали. Прекрасный фильм, его показали в очень многих школах нашей страны. Нам нужны сейчас фильмы про дружбу, помощь. Дети – это будущие взрослые, они будут формировать нашу историю.
Международный военно-технический форум «Армия-2023» проходит с 14 по 20 августа в КВЦ «Патриот». СМИ2, МирТесен, Глагол – специальные информационные партнеры МВТФ «Армия-2023» в составе партнерского объединения МЕДИАЦЕНТР (входят: ИА Росинформбюро, СМИ2, МирТесен, Глагол и партнерская сеть СМИ).