«В нашем джазе кипят страсти»: Игорь Бутман — о джазе, российских музыкантах и зрителях
Фестиваль «Джазовые сезоны» в девятый раз пройдет уже в ближайшие выходные, 19 и 20 августа, в Музее-заповеднике «Горки Ленинские».«Вечерняя Москва» пообщалась с его основателем и художественным руководителем, народным артистом России, саксофонистом Игорем Бутманом.
— Игорь Михайлович, насколько российский джаз самобытен? Можно ли сказать, что он уже не так привязан к западным корням и развивается согласно нашему менталитету?
— В России джаз идет своим путем. Он имеет свою русскую страсть, свои русские интонации. Джазовый стиль зародился благодаря слиянию многих культур.
И сейчас многие музыканты импровизируют на мелодиях, родившихся в нашей стране, — народные песни, популярные хиты, композиции из фильмов, оперные арии. Берут за основу и нашу классическую музыку — произведения великих композиторов Рахманинова, Чайковского, Мусоргского. Все это дает нам новое вдохновение для импровизации. Российская музыка очень экспрессивна. В свое время в Америке музыка, которая игралась новаторами, трансформировалась — вместо горячего джаза появился так называемый холодный. Мы пока еще не перешли на холодный джаз — в нашем кипят страсти! И наше великолепное классическое образование тоже дает нам преимущество.
— Пока не перешли — то есть существует определенная стадия, когда джаз начинает охлаждаться?
— Нет, он охладился в Америке, там были свои причины. Сыграла роль, например, расовая сегрегация (отделение белого населения США от иных этнических групп.— «ВМ»), ее последствия. Музыканты Чарли Паркер, Майлз Дэвис, протестуя против популярности белого джаза, стали делать все как бы наоборот. И если кто-то называл эту музыку горячей, то они, даже если она была как кипяток, говорили, что она холодная.
— В прошлом году в столице впервые прошел Московский джазовый фестиваль, который стал самым масштабным в истории нашего джаза, а в этом году, в июне, событие посетили еще больше зрителей. Как этого удалось достичь, притом что многие западные музыканты не приехали?
— Вы знаете, в нашей стране любят джаз очень давно — уже 100 лет. И интерес к нему не определяется числом зарубежных звезд, которые к нам должны были приехать. Именно музыканты, которые есть в нашей стране, вызвали такой интерес — в этом году фестиваль посетили более 270 тысяч человек.
— В Россию приезжают артисты из Индии, Бразилии, Турции. Можно ли сказать, что в музыке, как во всех сферах, произошло импортозамещение? Джаз в этих странах и раньше был заметен или они смогли проявить себя, когда западные музыканты оказались как бы за чертой?
— В общем-то, мы действительно стали открывать для себя артистов из других стран. В Турции замечательные музыканты — например, пианистка Эйлюль Эргюль, которая, кстати, великолепно исполняет произведения Рахманинова. Индия — вообще самобытная страна, искусство импровизации существует у них тысячи лет.
А мы раньше не обращали внимания на это. Мы были в какой-то степени подвержены трендам, основным течениям. Теперь же мы развиваем сотрудничество с музыкантами Востока, дружественных стран.
«Я чувствую азарт»: актер Андрей Соколов — о режиссуре и равнении на молодых
— Со многими нашими музыкантами, дирижерами прекратили сотрудничество европейские театры, оркестры. Для кого это больше трагедия?
— Я думаю, это трагедия для тех, кто отменил русскую культуру; тех, кто отыгрывается именно на культуре. Вы понимаете, что-то запрещать (особенно связанное с музыкой) — абсолютно неправильно. И мы не должны поддаваться соблазну поступать так же.
С другой стороны, замечательно, что музыканты, которые проводили много времени за рубежом, теперь будут больше гастролировать по нашей стране: радовать людей, даря им ту музыку, которую в свое время дарили за границей. Нет лучше в мире дирижера, чем Валерий Гергиев (в 2022 году его отстранили от должности главного дирижера Мюнхенского филармонического оркестра. — «ВМ»).
Он, как и блестящий пианист Денис Мацуев, — гордость нашей страны. И я вам скажу, у них обоих сейчас график концертов еще плотнее, чем когда они работали за рубежом. Конечно, очень много потеряли те театры, которые разорвали контракты с нашими великими артистами. Поэтому... будем работать! Наша основная задача — еще больше приложить усилий для того, чтобы во всем мире понимали, что лучше нас нет. А лучшее — всегда востребовано.
— На фестивале в Горках Ленинских вы когда-то сделали предложение будущей жене (журналистке Анне Львовой. — «ВМ»). А не ревнует ли вас Анна к джазу?
— Ревнует (смеется). Она ревнует меня к работе, говорит: «Ты все время занят!» Но благодаря ей у меня и появилось огромное количество энергии и уверенности в себе. Поэтому я и стал много работать. И она меня обучает — точнее, знакомит с академической музыкой.
Благодаря Анне я повстречался с великолепными артистами оперной сцены, с которыми сотрудничаю сейчас: это Хибла Герзмава, Ильдар Абдразаков, Сергей Скороходов, Дмитрий Корчак. И смотреть классические оперы хожу, открываю мир, который был отрезан от меня, потому что я сильно увлекался джазом.
— То есть брак вас духовно обогащает?
— Абсолютно! И дает новые эмоции, вдохновение для творчества. Я обращаю внимание на то, как звучат голоса, я думаю, как мне сделать так, чтоб мой саксофон звучал так же низко, как голос Ильдара Абдразакова...
— Какие имена в нашем джазе самые громкие?
— Гитарист Евгений Побожий, пианист и вокалист Олег Аккуратов — оба побеждали на крупнейших международных конкурсах. Молодые саксофонисты Антон Чекуров, Илья Морозов, Даниил Никитин. Трубач Иван Акатов — блестящий музыкант.
ДОСЬЕ
Саксофонист Игорь Бутман родился 27 октября 1961 года в Ленинграде (Санкт-Петербург). Народный артист России, лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Художественный руководитель Московского джазового оркестра. В 2019 году открыл в России Академию джаза.
Коротко о главном
— Скоро выйдет ваша книга «Серенада северных морей». О чем она?
— О джазе, о войне, об истории. Такое исследование-фантазия: герои настоящие, а ряд обстоятельств — вымышленные. В книге встретятся тромбонист Гленн Миллер и подводник Израиль Фисанович, Герой СССР, музыкант. Книгу писал в соавторстве с историком Андреем Фатхуллиным.
— Кого в этом году можно будет услышать на основанном вами фестивале «Джазовые сезоны»?
— В программе музыка на любой вкус: сложная и простая, лиричная и зажигательная. По традиции там в оба дня выступит мой Московский джазовый оркестр. Из нового — планируем представить программу с замечательной молодой вокалисткой, победительницей шоу «Ну-ка, все вместе» Варварой Убель. Впервые в Горках выступит Дмитрий Маликов с программой Pianomania Jazz. Ожидаем Евгения Маргулиса и его группу, гостей из Санкт-Петербурга Billy`s band и многих других.
Как приходят в джаз? Важно классическое музыкальное образование?
— Классическая база — это замечательно, важно знать основы музыки. При этом звукоизвлечение в джазе и в классике — разные. Я считаю, что чем глубже образование и чем больше люди занимаются, уделяют времени своему инструменту, тем лучше.
— Молодые, наверное, в чем-то смелее?
— Они очень смелые и интересные. Когда решаются что-то сказать, а у меня нет сил их останавливать, они говорят потрясающие вещи. Это все шутка, но в ней есть доля правды.
— Известно, что вы любите хоккей. А чем еще увлечены кроме музыки?
— Мы с женой любим путешествовать. И если едем куда-то на гастроли, стараемся узнать побольше о каждом новом месте. Открывать для себя вещи, о которых ты и не догадывался, а потом, вернувшись домой, продолжать изучать их — хорошая разминка для ума. Ведь ум — наш главный двигатель. А если двигатель не заводить, он портится.
Мозг важно правильно использовать — и давать отдыхать, и загружать тоже, тогда у тебя будут огромная энергия и силы. Так что хоккей, экскурсии, фильмы, книги, общение с интересными людьми — вот что у меня «кроме музыки». Люблю общаться с молодыми музыкантами. И поучать их нравится. А если начинают спорить, говорю: «Не спорь со мной».