Свердловский рок-клуб как уникальный бренд

19 августа Екатеринбург отмечает 300-летие, и MIR24.TV вспоминает один из знаменитых брендов города – Свердловский рок-клуб, давший удачный старт таким группам, как «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Чайф», «Настя», «Урфин Джюс», «Смысловые Галлюцинации» и ставший екатеринбургским феноменом.

Свердловский рок-клуб как уникальный бренд
© Мир24

История с рок-клубами в СССР разворачивалась в 1980-х. Пионером был Ленинградский рок-клуб, образованный в 1981 году, а в 1985-м появилась Московская рок-лаборатория. В то время свердловские группы, которых насчитывалось более десятка, с тоской слушали удивительные рассказы очевидцев о регулярных концертах и легальном существовании групп уровня «Аквариума» и «Зоопарка». Гастролировать и нормально зарабатывать, занимаясь только музыкой, свердловцы не могли из-за отсутствия аттестационного удостоверения творческого коллектива и «литовки» (цензурного разрешения) на песни.

Попытки создать объединение рок-музыкантов в Свердловске предпринимались не раз. В 1984 году речь шла о Студии молодежной музыки, но идея не «взлетела» – свердловские чиновники признавать наличие рок-подполья в крупном промышленном городе отказывались, пока во влиятельной «Литературной газете» не вышла статья Валерия Кичина «Урфин Джюс меняет имя» о группе «дедушки уральского рока» Александра Пантыкина. К тому моменту слава не только «Урфина Джюса», но и «Наутилуса», «Чайфа», «Трека» распространилась далеко за Урал.

По словам историографа уральской рок-музыки Дмитрия Карасюка, 13 декабря музыканты «Урфина Джюса», «Наутилуса», «Метро», «Группы» и «С-34» собрались на квартире, чтобы обсудить создание рок-клуба и решить, кто его возглавит. Любопытно, что большинство музыкантов не были политизированы и оказались застигнуты врасплох пламенной речью «традиционного оппозиционера» поэта Ильи Кормильцева.

«В голове замелькали фильмы про Ленина, про революцию, про большевиков и прочие коллизии. Мы слегка обалдели – не были готовы к такой политической борьбе, мы-то думали, что все это просто про музыку», – вспоминал Вячеслав Бутусов.

В итоге было решено, что нет лучшей кандидатуры, чем Николай Грахов – аспирант Уральского политехнического института, известный свердловский меломан и будущий создатель крупнейшей радиовещательной группы за пределами Москвы. «Мы, музыканты, знали, чего хотели. Но объяснить другим не могли – мозги не так устроены. А когда появился физик с математическим складом ума, он быстро все наши желания и нас самих заменил на иксы, игреки и нолики, составил формулу, и дело закрутилось», – приводит объяснение Владимира Шахрина Карасюк.

Грахову понадобилось около сотни официальных и неофициальных визитов, чтобы уладить вопрос об организации Свердловского рок-клуба – и долгожданное событие свершилось. Учредителями клуба стали областной комитет ВЛКСМ, отвечавший за идеологию, областной совет профсоюзов, отвечавший за помещение и материальную базу, и Управление культуры Свердловской области, занятое разрешительно-бюрократическими вопросами. Музыкантам выделили маленькую комнату в Доме культуры им. Я.М. Свердлова по адресу ул. Володарского, 9 – в центре города. Датой рождения рок-клуба считается 15 марта 1986 года – день, когда в ДК состоялся первый рок-концерт. Если записывать и распространять альбомы музыканты могли и раньше (например, рассылали наложенным платежом), то официальное признание означало, что отныне уральские группы могли выступать на фестивалях, давать сольные концерты и зарабатывать гонорары.

Со временем появилась и эмблема – на афишах, билетах и сувенирной продукции красовалась ворона с гитарой в крыльях и сыром в клюве, придумали ее дизайнеры Павел Ковалев и Юрий Чистов на научно-техническом совете во ВНИИТЭ.

«Образ был немного с намеком на конформизм, – рассказывал Ковалев. – Ворона на гитаре играет, но и сыра своего не упустит. Мол, уральские рокеры хотят играть свое, но при этом с работы не уйдут и бунтовать особо против власти не будут. Точное авторство установить невозможно, потому что рисовали мы оба, отбирая друг у друга бумагу и фломастер».

А уже с 20 по 22 июня прошел I фестиваль Свердловского рок-клуба, официально называвшийся Творческой мастерской, в нем приняли участие 20 групп: «Р-клуб», «Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус», «Встречное движение», «Икс», «Чайф», «Настя», «Отражение», «Кунсткамера», «Коктейль», «Флаг», «Каталог», «Сфинкс», «Егор Белкин и друзья», «Апрельский марш», «Метро», «Кабинет», «Тайм-аут», «С-34» и «Степ». Одиннадцать из них по результатам фестиваля были аттестованы и получили возможность легально выступать, а лауреатами стали «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Кабинет» и группа Егора Белкина.

Стоит отметить, что шесть из 20 групп-участников исполняли песни на стихи Кормильцева, который вообще сыграл важную роль в короткой истории Свердловского рок-клуба, большую часть сил и времени отдав «Урфину Джюсу» и «Наутилусу». Несмотря на стремление поэта влиять на весь процесс создания и записи музыки, глубокие и смелые тексты Кормильцева стали неотъемлемой частью формулы успеха «Наутилуса» наравне с природной харизмой Бутусова.

Позже список участников клуба пополнили «Агата Кристи», «Группа Макса Ильина», «ВОДОПАД имени Вахтанга Кикабидзе», «Ассоциация содействия возвращению заблудшей молодежи на стезю добродетели» и «Ева». Группы гастролировали по СССР и Европе, к примеру, в 1991 году «Агата Кристи» получила гран-при на фестивале молодых европейских групп Open du Rock. Стоит отметить, что Александр Козлов и братья Самойловы были выходцами из Асбеста, но начало их рок-н-ролльного пути проходило на базе того же УПИ.

Многие считали уральские рок самобытным и интеллектуальным, менее вторичным, чем ленинградский и московский. Так Свердловск стал единственным в стране нестоличным городом, давшим такое количество знаменитых исполнителей.

«Свердловск – это крупнейший научно-интеллектуальный центр. Здесь большая концентрация как творческой, так и научно-технической интеллигенции. То есть было кому творить и было кому потреблять это творчество. В целом на Урале 85% городского населения, и у рока, который является городской музыкой, имелась обширная социальная база. Все это создало предпосылки для возникновения феномена свердловского рока», – объяснял Грахов.

По мнению Дмитрия Карасюка, именно на Урале сформировалась традиция разделения на тех, кто пишет музыку, и тех, кто сочиняет тексты. Кроме того, в отличие от Москвы и Петербурга, для свердловских рокеров «было обычным явлением после получения высшего образования – технического или гуманитарного – пойти учиться в музыкальное училище".

За время существования рок-клуба было организовано четыре фестиваля, ставших для некоторых групп трамплином. Свердловский рок-клуб объединял не только музыкантов и поэтов, но и вообще людей искусства, в том числе художников и режиссеров. Одним из них был уроженец Свердловска Алексей Балабанов, который дал уральскому року новый импульс, активно используя композиции в качестве саундтрека к тому же «Брату». В первом фильме он отобрал песни «Наутилуса Помпилиуса» и Насти Полевой, во второй из свердловцев попали «Агата Кристи», Чичерина и «Смысловые галлюцинации».

Кстати, «Смысловые галлюцинации» стали последней группой, вступившей в Свердловский рок-клуб – в 1991 году он распался, однако все любители отечественного рока знают ценность свердловского бренда.