На страже правды: в Донецке и Луганске поставят памятник бойцам, защищающим Родину

Памятник бойцам, защищавшим и защищающим Родину поставят в Луганске и Донецке ко Дню шахтера, в конце августа. Фото этих и других работ вы увидите первыми.

На страже правды: в Донецке и Луганске поставят памятник бойцам, защищающим Родину
© Вечерняя Москва

Скульптор Алексей Чебаненко и архитектор Андрей Белый вместе сделали уже полтора десятка проектов. Тандем сложился: без споров не обходится, но консенсус находится всегда. Потому и итог такой — и идей много, и заказов. И задора. Последнее, наверное, главное.

Замысел обеих композиций — и для Луганска, и для Донецка, — рождался в Москве. Композиции похожи: в обеих — по два солдата: один — времен Великой Отечественной войны, другой — участник СВО.

— Постамент — как кусок угля, видите? — Андрей показывает эскиз композиции, выполненный из пластилина. — Оба бойца — шахтеры, работяги. Когда пришла беда, они отбросили временно шахтерские инструменты и взялись за оружие. Внизу, у постамента, — кайло. Солдат времен Великой Отечественной войны смотрит вперед — может, и с напряжением, но без страха.

Эсвэошник, у постамента которому лежит отбойный молоток, кажется неуловимо похожим на него… Оказывается — неспроста.

— Мы нашли реа льных людей, прадеда и внука. Прадед — герой Великой Отечественной, родом с Донбасса, — разъясняет Андрей, — а сейчас воюет, защищая Донбасс, правнук.

Амуниция правнука изрядно отличается от прадедовской.

Что было тогда? Гимнастерка тоненькая. У современного эсвэошника амуниции и оружия немало, так что «при полном облачении» толком и фигуры его не разглядеть — скала! — Мы его про себя называем донбасским Дорифором, — улыбается Алексей Чебаненко.

Действительно, каноническая работа Поликлета, известный лишь по репликам в мраморе красавец Дорифор при взгляде на эту «скалу» оживает в памяти.

В Донецке и Луганске торопятся, чтобы все успеть в срок.

Это важно — памятник! И сам факт его установки — показатель отношения к воюющим сегодня ребятам и их предкам.

Прадед и правнук. Вот она, преемственность поколений… А чуть дальше в мастерской Алексея Чебаненко в студии имени Грекова — необычная конструкция, при взгляде на которую становится не по себе. Больше всего это похоже на столкновение двух то ли волн, то ли тектонических платформ.

Та, что светлее — поднимается выше темной и давит соперницу, пригибает ее «шею» вниз. Алексей объясняет:

— Это еще один проект студии Грекова, который мы разрабатывали и вели. Он будет установлен на Курской дуге в 2025 году. Это «перефразированный» нами монумент знаменитого скульптора Евгения Викторовича Вучетича, последняя его работа.

С проектом монумента он в 1973 году выиграл конкурс, но вскоре умер. И вот только сейчас к идее этой решили вернуться.

Почему ребятам поручили памятник «перефразировать» — понятно: по задумке автора, он должен был быть гигантским. Сейчас будет меньше — в три раза.

— Знаменитая «Родинамать» в Волгограде — 89 метров в высоту с плинтом (основание скульптуры, выполненное из того же материала, что и она сама. — «Вечерняя Москва») до кончика меча, а этот монумент скульптор планировал 90-метровым, — рассказывает Алексей.

Так и не страшно, что меньше. Главное — будет.

В мастерской — море бюстов. Заказчик и инициатор большинства идей — Минобороны. Недавно, например, на форуме «Армия-2023» состоялось открытие памятника «Бойцы Мьянмы» — так воздали должное бирманцам, внесшим вклад в борьбу с японским милитаризмом (в то время Мьянма называлась Британской Бирмой). Работа необычная, это тоже «детище» Алексея Чебаненко, также была задумана в этих стенах, а установили композицию в «Патриоте».

…Андрей учился в архитектурном, в МАРХИ, Алексей — ученик знаменитого скульптора Михаила Переяславца. Белый — как мне кажется — это стиль этого дуэта. Чебаненко — его эмоциональный заряд. Ответственность за результат делят поровну, понимая, что в случае со скульптурами цена ошибки колоссальна и выражается не только в рублях. Не вызывающая эмоционального отклика работа — полная бессмыслица.

— Когда мы что-то созидаем, мы можем мир либо улучшить, либо ухудшить.

Поэтому хотелось бы, чтобы вызываемые монументом или скульптурной композицией эмоции выводили человека на некий новый уровень развития, влияли на него положительно, — рассуждает Андрей Белый.

...Еще один проект из числа новых — памятник войскам связи. Он должен, по плану, появиться на Поклонной горе. Там же вскоре, не исключено, встанет и монумент «А зори здесь тихие».

Старшина Васков и пятеро девушек, герои знаменитой повести Бориса Васильева, узнаваемы и без подписи… По первоначальному замыслу монумент должен был украсить место съемок картины, рассказывает Алексей, но теперь он, скорее всего, украсит «Патриот».

— Памятник — это память. И история. Не зря же кто-то из мудрецов сказал, что если мы не будет помнить и писать свою историю, за нас ее напишут другие, — замечает Андрей Белый. Да, как это делается — мы все прекрасно знаем. Но скульптуры, монументы, памятники — они на страже! На страже правды.