Зачем театр «Комедiя» превратили в коммуналку
Режиссерская лаборатория «Комедiя-лаб: грани советской комедии» прошла в Нижнем Новгороде На пять дней территория театра «Комедiя» превратилась в «коммунальную квартиру». В фойе, на большой и малой сцене, а также во внутреннем дворе одновременно проходили репетиции трех эскизов. Финалом творческой работы стали разноплановые показы. Путешествие в прошлое Театр начался по классике – с вешалки, неподалеку от гардероба, с выгороженной в нижнем фойе «живой» экспозиции. Так, среди музейных экспонатов (советских людей и вещей), ожила известнейшая пьеса Леонида Зорина «Покровские ворота» и обрела поистине новое звучание, территориально «рифмуясь» с улицей Большой Покровской, где вполне могла произойти подобная история. Режиссер Андрей Сидельников выбрал для своего эскиза модную интерактивную форму взаимодействия со зрителями, когда в толпе «неожиданно» оказываются ряженые актеры, и все наблюдающие становятся соучастниками действия. Из воображаемого музея Москвы 1950‑х годов мы переместились в процедурный кабинет, где сидели в очереди на укол… в зрительском фойе. А в следующем действии перешли по служебному переходу на большую сцену, оборудованную таким образом, что напротив нас, в коридоре коммуналки, разворачивалась жизнь советских людей и работала инфернальная операционная. Там, символично, вместе с ненужным отростком герой лишился былых оков. Закончился показ и вовсе неожиданно – в служебном внутреннем пространстве, перевоплотившемся во двор больницы, откуда герои умчались в светлое будущее на рычащем мотоцикле. Формат иммерсивной «бродилки» уже давно известен в Нижнем Новгороде, но все еще не слишком популярен, и потому выглядел оригинально. Такой спектакль аутентично смотрелся бы в каком-либо из исторических музеев города, а не только в театре, и мог бы стать экскурсом в город Горький. Ностальгическое погружение в атмосферу середины ХХ века удалось достичь за счет множества деталей в костюмах и реквизите, но главным образом – с помощью песен. Однако внимательная публика тут же отметила их несоответствие периоду и жизненную неправду некоторых в бытовых моментах. На обсуждении, состоявшемся после спектакля, так и остался открытым вопрос: допустимо ли художественное отступление, или же необходимо прорабатывать каждую деталь с документальной точностью, тем более что эффект погружения предполагает это в камерных мизансценах. На обочине жизни Как рассказать о вымирающих российских деревнях, в многонаселенных комических сюжетах, заняв при этом только представительниц старшего поколения? Пять замечательных актрис на малой сцене продемонстрировали, что им подвластно все, и неважно, какого возраста и пола персонаж необходимо сыграть по роли. Метафоричную социальную драму с ними поставил по рассказам Василия Шукшина режиссер Тимур Кулов. То был «крик души» о слабой профессиональной востребованности и напоминание об ушедших людях. Старые, висящие позади костюмы некому носить, и никому не нужны яблоки в ведрах, как и те жительницы бесчисленных поселений, мимо которых пролетают машины на трассе. Героини вспоминают о былом, со смехом разыгрывают сценки («театр в театре») и на время забываются, но затем вновь возвращаются в реальность из воображаемого мира иллюзий, в действительность. Неожиданно показ завершился акцией протеста бабушек, перекрывших магистральное движение, чтобы доказать – мы есть и мы не сдаемся! Время жить и любить Пьесу Александра Вампилова «Прощание в июне» поставила на большой сцене режиссер Сойжин Жамбалова. Она предложила довольно популярное сейчас решение – сузить пространство, поместив несколько рядов зрителей на авансцене, рядом с актерами. На минимальном расстоянии острее ощущался конфликт и атмосфера действия, в котором было место, как на концерте, исполняемой живьем музыке, случайной встрече на остановке, драке на свадьбе, ночи первой любви и горького расставания. Искренние чувства слишком легко разрушить, пойдя на компромисс, как и стать из романтика циником, – автор, словно всю жизнь писал многосерийный роман об одном человеке. Прозвучавшие в эпилоге строчки из следующих вампиловских пьес незримо продолжили цепочку поступков, из которых складывался характер и жизнь героя, а вместе с ним и целого поколения. От наивного оттепельного ощущения грядущего счастья студентов-геологов – к опустошению Зилова (из «Утиной охоты»). Три десятилетия отечественной драматургии, воплощенные в эскизах, стали поводом для размышлений о нашем настоящем и будущем. Как признавались участники лаборатории, время пролетело стремительно, и все было не зря. Режиссеры и художники заявили о себе – продемонстрировали способность работать с незнакомым коллективом, в экстремальных условиях, и в короткие сроки все вместе проделали большую работу. А для принимающей стороны это был полезный тренинг в преддверии театрального сезона и «примерка» пьес на труппу, с эффектом крупного плана и несомненными открытиями. В будущем одна постановка будет доработана и станет полноценным спектаклем. А возможно, и не одна – как решит руководство театра. 16+ Ольга Плаксунова