Онлайн-кинотеатры не успевают маркировать контент с демонстрацией ЛГБТ

Суды штрафуют операторов и онлайн-кинотеатры за недостоверную или отсутствующую маркировку контента по закону о ЛГБТ-пропаганде. Участники рынка говорят, что причина в постоянно расширяющихся толкованиях того, что именно подпадает под "демонстрацию ЛГБТ-контента", что вынуждает пересматривать десятки тысяч единиц контента по несколько раз. В Роскомнадзоре не видят причин для корректировок в регуляторике.

Онлайн-кинотеатры не успевают маркировать контент с демонстрацией ЛГБТ
© Российская Газета

Тверской районный суд Москвы оштрафовал "МегаФон" на 1 млн руб. за показ фильма с демонстрацией ЛГБТ без маркировки. Ранее Московский районный суд Санкт-Петербурга оштрафовал "Триколор ТВ" на ту же сумму по статье о "пропаганде ЛГБТ" за показ фильма "Игра с ключами". По данным TMT, за май его посмотрели на 122 устройствах. При этом, как отмечает ресурс, в "Триколор ТВ" 50 тыс. часов на каналах и в VOD, с декабря 2022 года редакторы полностью просмотрели "от и до" более 2000 тайтлов, по итогам скорректировали около 1000 тайтлов, из них: сняли с публикации навсегда 184, сняли, скорректировали и вернули - 25, исправили возрастную маркировку - 790.

Комментируя решение суда, председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн, отметил, что критерии по выявлению таких материалов достаточно четкие. "Основная задача закона состоит в том, чтобы минимизировать вред от деструктивного контента, а в перспективе добиться его полного исчезновения. Со второго квартала 2023 года закон работает в полной мере, а правоприменительная практика показала, что четкие критерии регулятора, что считать ЛГБТ-пропагандой, помогают точно выявлять ее", - заявил он.

Регуляторы стоят на том, что участникам рынка был дан первый квартал на то, чтобы привести все к требованиям, прописанным в законе, говорит глава Telecom Daily Денис Кусков. "У каждого из игроков рынка как минимум 6-10 тыс. единиц контента. И может быть фильм, где все нормально, но на условной 69-й минуте появляется слово "гей". Это все надо отсмотреть", - говорит он.

По его словам, расширяющаяся практика не позволяет провести полный аудит всего массива контента. "Она требует пересмотреть все эти фильмы еще раз и еще, - говорит Кусков. - Правила игры должны быть установлены раз и навсегда".

Участники рынка сходятся в том, что штрафами обеспечить соблюдение закона не удастся, надо договариваться

В Роскомнадзоре заявили "РГ", что у платформ было время и необходимые разъяснения, чтобы организовать маркировку контента, как того требует законодательство. "С начала действия закона о запрете ЛГБТ-пропаганды Роскомнадзор провел масштабную профилактическую работу с представителями аудиовизуальных сервисов и телеканалов по разъяснению критериев отнесения информации к запрещенной из-за наличия пропаганды и демонстрации ЛГБТ. В ходе консультаций детально прорабатывалось применение норм законодательства. Проведены двухдневные образовательные семинары для представителей отрасли, где они могли задать интересующие их вопросы. Профилактический период длился четыре месяца, за это время сервисы имели возможность внести необходимые изменения", - заявили в ведомстве.

Там напомнили, что согласно российскому законодательству, владельцы аудиовизуальных сервисов обязаны самостоятельно выявлять и исключать с принадлежащих им ресурсов все материалы с ЛГБТ-пропагандой, а также обеспечивать распространение аудиовизуальных произведений с демонстрацией ЛГБТ со знаком "18+" в закрытом контуре недоступном для несовершеннолетних.

"При возникновении вопросов относительно регулирования деятельности АВС и телеканалов их представители могут обращаться в Роскомнадзор за соответствующими разъяснениями. В свою очередь, при невозможности самостоятельной классификации информационной продукции владельцы телеканалов и онлайн-платформ могут обратиться за экспертизой к аккредитованным экспертам и экспертным организациям, список которых представлен на сайте ведомства", - добавили в Роскомнадзоре.

Причин у того, что платформы не справляются с маркировкой, несколько, считает глава ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин. Основная - недостаточная определенность состава правонарушения. "Еще в ходе рассмотрения закона многие предупреждали о потенциальных проблемах. Помню, мы тогда предлагали прописать в законе порядок экспертизы материалов. Но в ходе дискуссии это и другие предложения отклонили, законодатели успокоили всех, что ничего страшного не предвидится, а практика все расставит на свои места. И практика действительно формируется, но слишком дорогая", - говорит Бырдин.

По его словам, кроме одного случая, в котором действительно усмотрели пропаганду, волна штрафов онлайн-кинотеатрам была именно за демонстрацию с маркировкой ниже 18+ "описания и изображения нетрадиционных сексуальных отношений". Проблемой является то, что не до конца понятно, что именно Роскомнадзор считает демонстрацией ЛГБТ, отмечает он: "Большинство штрафов касалось фильмов, в которых не показано вообще никаких гомосексуальных контактов. Что должен искать редактор? Сцены с травести-переодеванием в постановках Шекспира? Намеки? Шутки? Слово "гей" само по себе является описанием нетрадиционных отношений?"

Закон и нормативные акты, а также полученные разъяснения в текущем виде не дают достаточных объективных критериев для определения демонстрации нетрадиционных отношений, подчеркивают представители "Кинопоиска": "Более того, нет ни открытых данных, ни готовых технологий, которые позволили бы отсмотреть около 100 тыс. единиц контента за такой краткий срок".

Еще одна проблема в разночтениях между позицией Роскомнадзора и выданными прокатными удостоверениями минкультуры, отмечают в онлайн-кинотеатрах. На контент, за который они получили массовые штрафы, все еще действуют прокатные удостоверения с другим возрастными ограничениями. В результате им остается получать штрафы, в то время как пиратские сайты продолжают все показывать.

Все опрошенные "РГ" участники рынка сходятся на том, что необходимо совместно выработать эффективную форму взаимодействия. "Если наша общая цель - обеспечить соблюдение закона, то достичь ее помогут не драконовские штрафы, а одинаково понимаемые всеми признаки таких материалов и прозрачная, предсказуемая процедура", - заключает Бырдин.