Правда о последнем самодержце, или Агония исторического кино
В 1927 г. «Госвоенкино», студия при Наркомате по военным и морским делам СССР, сняло мелодраму «Солистка Его Величества». Авторы сценария Владимир Карин и Сергей Ермолинский (известный нашему поколению по «Неуловимым мстителям»), режиссер Михаил Вернер. Роль балерины Матильды Плесинской исполнила Валентина Куинджи. Николая II сыграл Степан Кузнецов из Малого театра.
Фильм основан на истории романа балерины Матильды Кшесинской с Николаем II и его дядей великим князем Сергеем Михайловичем. Оба протежировали ей в театре, что показано в фильме. Кроме того, Сергей Михайлович за счёт Военного ведомства помог стать Матильде богатейшей женщиной России, что в фильме не отражено.
Представлять в кино мелодраму исключительно из жизни господ Романовых тогда было не модно. Посему в фильм включена линия рядового Александра Некрасова, дезертировавшего из Маньчжурии. Дело происходит в ходе Русско-японской войны. Сестра Некрасова Наташа, талантливая балерина, становится жертвой интриги Плесинской и кончает жизнь самоубийством.
3 мая 1927 г. состоялась премьера «Солистки Его Величества». Режиссёру Вернеру повезло, в отличие от Алексея Учителя, снявшего «Матильду», которую два года не давали показать депутат Поклонская и околоцерковная публика. В 1927 г. и РПЦ, и обновленцы вели себя скромнее.
С середины 1930-х императорская семья постепенно исчезает с советских экранов. В то же время на Западе фильмы о последних Романовых выходят все чаще. Самой популярной героиней зарубежных кинокартин стала Анастасия, младшая дочь Николая II, якобы чудом спасшаяся во время расстрела царской семьи, и эксплуатировавшая эту легенду самозванка Анна Андерсон.
В СССР предпосылкой к новому этапу в интерпретации дореволюционного прошлого стала подготовка к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Фильм «Агония» начал сниматься в 1966 году – аккурат к юбилею – режиссёром Анатолием Эфросом по пьесе Алексея Толстого «Заговор императрицы». Однако затем Иван Пырьев, руководитель объединения «Луч» (Мосфильм), передал фильм на доделку Элему Климову. Тот забраковал идею экранизации пьесы Толстого, назвав её «картонной вещью», и попросил написать новый сценарий Александра Володина. Маститый драматург, автор знаменитых «Пяти вечеров», отказался, и тогда Климов обратился с тем же предложением к Илье Нусинову и Семёну Лунгину (сценаристам одного из его предыдущих фильмов – «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»).
В мае 1966-го «Луч» утвердил заявку на сценарий «Святой старец Гришка Распутин» («Мессия»). В августе на худсовете он обсуждался под новым названием «Антихрист». По словам Климова, «фильм задумывался в фарсовом ключе. Причём у нас были сразу как бы два Распутина. Один – подлинный, поданный в реалистическом ключе. Другой – Распутин фольклорный, Распутин легендарный. Образ этого фольклорного Распутина складывался из самых невероятных слухов и легенд, анекдотов, которые в своё время ходили про него в народе. Тут всё было преувеличено, шаржировано, гротескно».
30 августа сценарий был представлен на утверждение в Главную сценарно-редакционную коллегию (ГСРК). Комитет по кинематографии его не утвердил, мотивируя тем, что в нём слишком много «клубнички», что «нельзя бить царизм по альковной линии» и что недопустимо показывать Распутина «в богатырских тонах», «чуть ли не как Пугачёва». И фильм был закрыт.
Через год, осенью 1967-го в комитет представили переработанный вариант сценария под окончательным названием «Агония». Фильм во второй раз был запущен в производство. Однако через десять дней был снова закрыт.
В 1971-м вышла голливудская картина «Николай и Александра», что подтолкнуло советских идеологов снять «контрпропагандистский» фильм на царскую тему и побыстрее выпустить его в прокат. Он «может стать ответом махровым антисоветчикам, сделавшим немало и в литературе, и в кино для реабилитации царизма и извращения подлинной истории».
В третий раз фильм начал сниматься в 1973 г. с разрешения нового начальника Госкино Филиппа Ермаша. В процессе работы над картиной она удлинилась и стала двухсерийной. Съёмки закончились в 1974-м, а в чистовой редакции фильм был готов в 1975 году. Однако к прокату допущен не был и в 1978-м возвращён Климову на доработку.
В 1981 году «Агонию» продали за рубеж, показали во Франции, США, других странах. На кинофестивале в Венеции картина получила приз ФИПРЕССИ (1982), во Франции Гран-при «Золотой орёл» (1985).
На советском экране «Агония» появилась лишь весной 1985-го. Чтобы власти допустили фильм, режиссёру пришлось начать его с длинной цитаты Ленина, и только потом речь пошла о Гришке.
В 2000 г. Николая II и членов его семьи, расстрелянных в подвале дома Ипатьева в ночь с 16 на 17 июля 1918-го, причислили к лику святых. До 1991 г. реставрация духовной цензуры не могла привидеться даже в страшном сне. А в XXI веке кошмар стал явью.
«Матильда» – исторический драматический фильм Алексея Учителя. Фильм вышел на экраны 26 октября 2017 года. Картина рассказывает историю об отношениях между балериной Матильдой Кшесинской и Николаем II.
Фильм, раскритикованный монархистскими группами как «искажение исторических событий» и «антироссийская и антирелигиозная провокация», стал предметом ожесточённых споров, которые включали попытки запретить показ, угрозы кинопрокатчикам и поджоги.
Попробуем отделить мух от котлет. Об «искажении исторических событий» я первым в стране написал статью ещё до выхода фильма на экран, основываясь на пересказе оного фильма в СМИ. Позже два раза пытался посмотреть «Матильду» на DVD, но не смог заставить себя усидеть до конца – скучно и противно.
«Матильда» – такая же «клюква», как «Солнечный удар» (2014) и «Адмирал» (2008). В каком из трёх фильмов больше исторического вранья, сказать затрудняюсь.
Тем не менее, и либеральные, и государственные СМИ встретили «Солнечный удар» и «Адмирала» с восторгом. Основание – тотальная антисоветчина. А в «Матильде» в развлекухе участвует сам царь.
В сентябре 2017-го «Синема Парк» и «Формула Кино Групп», крупнейшая в России сеть кинотеатров, прекратили показы фильма из-за «экстремистских действий» его противников и угроз в свой адрес. Позже отменили это решение. Две машины были подожжены у московского офиса адвоката, защищавшего Алексея Учителя.
Наши политики и иерархи церкви упорно не желают видеть разницы между Христом, пророком Мухаммедом, Буддой и т.д. и конкретным политическими или военными деятелями, чей жизненный путь вызывает серьёзные споры в обществе.
Только среди князей Рюриковичей канонизировано не менее 50. Так что, запретить всю русскую историю? Нет, надо славить каждого святого князя! А как быть с гражданской войной на Руси в конце XIII века, когда против двух святых князей Рюриковичей воевали три таких же святых из той же династии?
А как относиться к войне св. князя Дмитрия Донского и св. князя Олега Рязанского? Замечу, что Олег канонизирован в XV веке, а Дмитрий – в конце ХХ века.
Богу – богово, кесарю – кесарево. А ретивым верующим, не желающим «оскорбляться», советую побольше читать жития св. Дмитрия, св. Олега, св. Николая II и поменьше лезть в кинозалы и труды историков.