Войти в почту

Правда о последнем самодержце, или Агония исторического кино

В 1927 г. «Госвоенкино», студия при Наркомате по военным и морским делам СССР, сняло мелодраму «Солистка Его Величества». Авторы сценария Владимир Карин и Сергей Ермолинский (известный нашему поколению по «Неуловимым мстителям»), режиссер . Роль балерины Матильды Плесинской исполнила . сыграл из Малого театра.

Правда о последнем самодержце, или Агония исторического кино
© Свободная пресса

Фильм основан на истории романа балерины с Николаем II и его дядей великим князем Сергеем Михайловичем. Оба протежировали ей в театре, что показано в фильме. Кроме того, Сергей Михайлович за счёт Военного ведомства помог стать Матильде богатейшей женщиной России, что в фильме не отражено.

Представлять в кино мелодраму исключительно из жизни господ Романовых тогда было не модно. Посему в фильм включена линия рядового , дезертировавшего из Маньчжурии. Дело происходит в ходе Русско-японской войны. Сестра Некрасова Наташа, талантливая балерина, становится жертвой интриги Плесинской и кончает жизнь самоубийством.

3 мая 1927 г. состоялась премьера «Солистки Его Величества». Режиссёру Вернеру повезло, в отличие от , снявшего «Матильду», которую два года не давали показать депутат Поклонская и околоцерковная публика. В 1927 г. и , и обновленцы вели себя скромнее.

С середины 1930-х императорская семья постепенно исчезает с советских экранов. В то же время на Западе фильмы о последних Романовых выходят все чаще. Самой популярной героиней зарубежных кинокартин стала Анастасия, младшая дочь Николая II, якобы чудом спасшаяся во время расстрела царской семьи, и эксплуатировавшая эту легенду самозванка .

В СССР предпосылкой к новому этапу в интерпретации дореволюционного прошлого стала подготовка к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Фильм «Агония» начал сниматься в 1966 году – аккурат к юбилею – режиссёром по пьесе «Заговор императрицы». Однако затем , руководитель (Мосфильм), передал фильм на доделку Элему Климову. Тот забраковал идею экранизации пьесы Толстого, назвав её «картонной вещью», и попросил написать новый сценарий . Маститый драматург, автор знаменитых «Пяти вечеров», отказался, и тогда Климов обратился с тем же предложением к Илье Нусинову и (сценаристам одного из его предыдущих фильмов – ).

В мае 1966-го «Луч» утвердил заявку на сценарий «Святой старец Гришка Распутин» («Мессия»). В августе на худсовете он обсуждался под новым названием . По словам Климова, «фильм задумывался в фарсовом ключе. Причём у нас были сразу как бы два Распутина. Один – подлинный, поданный в реалистическом ключе. Другой – Распутин фольклорный, Распутин легендарный. Образ этого фольклорного Распутина складывался из самых невероятных слухов и легенд, анекдотов, которые в своё время ходили про него в народе. Тут всё было преувеличено, шаржировано, гротескно».

30 августа сценарий был представлен на утверждение в Главную сценарно-редакционную коллегию (ГСРК). Комитет по кинематографии его не утвердил, мотивируя тем, что в нём слишком много «клубнички», что «нельзя бить царизм по альковной линии» и что недопустимо показывать Распутина «в богатырских тонах», «чуть ли не как Пугачёва». И фильм был закрыт.

Через год, осенью 1967-го в комитет представили переработанный вариант сценария под окончательным названием «Агония». Фильм во второй раз был запущен в производство. Однако через десять дней был снова закрыт.

В 1971-м вышла голливудская картина «Николай и Александра», что подтолкнуло советских идеологов снять «контрпропагандистский» фильм на царскую тему и побыстрее выпустить его в прокат. Он «может стать ответом махровым антисоветчикам, сделавшим немало и в литературе, и в кино для реабилитации царизма и извращения подлинной истории».

В третий раз фильм начал сниматься в 1973 г. с разрешения нового начальника Госкино Филиппа Ермаша. В процессе работы над картиной она удлинилась и стала двухсерийной. Съёмки закончились в 1974-м, а в чистовой редакции фильм был готов в 1975 году. Однако к прокату допущен не был и в 1978-м возвращён Климову на доработку.

В 1981 году «Агонию» продали за рубеж, показали во Франции, США, других странах. На кинофестивале в Венеции картина получила приз ФИПРЕССИ (1982), во Франции Гран-при «Золотой орёл» (1985).

На советском экране «Агония» появилась лишь весной 1985-го. Чтобы власти допустили фильм, режиссёру пришлось начать его с длинной цитаты Ленина, и только потом речь пошла о Гришке.

В 2000 г. Николая II и членов его семьи, расстрелянных в подвале дома Ипатьева в ночь с 16 на 17 июля 1918-го, причислили к лику святых. До 1991 г. реставрация духовной цензуры не могла привидеться даже в страшном сне. А в XXI веке кошмар стал явью.

– исторический драматический фильм Алексея Учителя. Фильм вышел на экраны 26 октября 2017 года. Картина рассказывает историю об отношениях между балериной Матильдой Кшесинской и Николаем II.

Фильм, раскритикованный монархистскими группами как «искажение исторических событий» и «антироссийская и антирелигиозная провокация», стал предметом ожесточённых споров, которые включали попытки запретить показ, угрозы кинопрокатчикам и поджоги.

Попробуем отделить мух от котлет. Об «искажении исторических событий» я первым в стране написал статью ещё до выхода фильма на экран, основываясь на пересказе оного фильма в СМИ. Позже два раза пытался посмотреть «Матильду» на DVD, но не смог заставить себя усидеть до конца – скучно и противно.

«Матильда» – такая же «клюква», как «Солнечный удар» (2014) и «Адмирал» (2008). В каком из трёх фильмов больше исторического вранья, сказать затрудняюсь.

Тем не менее, и либеральные, и государственные СМИ встретили «Солнечный удар» и «Адмирала» с восторгом. Основание – тотальная антисоветчина. А в «Матильде» в развлекухе участвует сам царь.

В сентябре 2017-го «Синема Парк» и «Формула Кино Групп», крупнейшая в России сеть кинотеатров, прекратили показы фильма из-за «экстремистских действий» его противников и угроз в свой адрес. Позже отменили это решение. Две машины были подожжены у московского офиса адвоката, защищавшего Алексея Учителя.

Наши политики и иерархи церкви упорно не желают видеть разницы между Христом, пророком Мухаммедом, Буддой и т.д. и конкретным политическими или военными деятелями, чей жизненный путь вызывает серьёзные споры в обществе.

Только среди князей Рюриковичей канонизировано не менее 50. Так что, запретить всю русскую историю? Нет, надо славить каждого святого князя! А как быть с гражданской войной на Руси в конце XIII века, когда против двух святых князей Рюриковичей воевали три таких же святых из той же династии?

А как относиться к войне св. князя и св. князя ? Замечу, что Олег канонизирован в XV веке, а Дмитрий – в конце ХХ века.

Богу – богово, кесарю – кесарево. А ретивым верующим, не желающим «оскорбляться», советую побольше читать жития св. Дмитрия, св. Олега, св. Николая II и поменьше лезть в кинозалы и труды историков.