Не стало мэтра музыкальной журналистики Петра Поспелова

Ушел из жизни Петр Поспелов - музыкальный критик, музыковед и композитор, член экспертного совета Национальной театральной премии "Золотая маска", шеф-редактор издательства "Композитор", куратор проектов Союза композиторов России, коллега, наставник, друг. Его жизнь закончилась на красивой цифре 60 так внезапно, стремительно для всех, кто его знал, уважал и любил.

Не стало мэтра музыкальной журналистики Петра Поспелова
© Российская Газета

Петр Глебович Поспелов был без преувеличения мэтром музыкальной журналистики. Авторитетом, на который нужно равняться и у которого важно учиться. Если твою рецензию похвалил сам Поспелов (и даже разместил у себя в архиве текстов musiccritics.ru), это воспринималось не иначе, как наивысшее признание таланта. Потому что прежде всего Поспелов был грозой музыкальной критики 1990-х - беспощадным обличителем плохих концертов и неудачных исполнений.

Читая его острые и обезоруживающе правдивые рецензии в "Коммерсанте", понимаешь, что Поспелов не боялся никого и ничего. Каждое слово содержит в себе дух свободы и отчаянную смелость того "лихого" времени. Однако начинающих музыкальных критиков-студентов Петр Глебович не "громил". Более того, на публичных разборах "на пальцах" объяснял, почему мысль не раскрыта. А они сидели и жадно внимали его словам, и каждый наверняка думал: "Вот бы мне так писать".

Его уникальный проект "Петя и волки" объединял самых интересных композиторов и поэтов в уютном пространстве Музея Прокофьева. Здесь рассказывал музыкальные байки Леонид Десятников, философствовал Алексей Ретинский, читала свои пронзительные стихотворения Вера Полозкова, играл минимализм модный композитор Кирилл Рихтер. И все это подкреплялось обаятельным, мягким конферансом главного зачинщика таких вечеров, который пытался при всей непохожести героев, найти между ними нечто общее. Но теперь нет ни Пети, ни волков. И уже вряд ли кто-то придумает положить на музыку книгу про Теодора Курентзиса и Владимира Юровского, как сделал это Поспелов.

А еще Поспелов был очень талантливым, и, может быть, одним из самых недооцененных композиторов. Его опера "Путешествие в страну Джамблей" не сходила с афиш Пермского театра оперы и балета, а в марте этого года Поспелов-композитор получил "Золотую маску" за реконструкцию балета "Катарина, или дочь разбойника". Для того, чтобы возродить эту фактически забытую партитуру, ему пришлось многое дописывать и оркестровать, опираясь лишь на сохранившиеся в архиве Большого театра партии. Вся его деятельность и была такой самоотверженной, на благо музыкальному искусству и обществу, как бы это высокопарно ни прозвучало.

Петр Глебович Поспелов был очень добрым и скромным человеком, невероятно трогательным в своем чуть потрепанном костюме, что никак не вязалось с его регалиями и укрепившимся статусом "последнего из могикан". Нам будет не хватать его провокационных постов в соцсетях, насмешливого взгляда из-под очков, неторопливой флегматичной речи. Очень странно писать этот некролог и знать, что он никогда его не покритикует. Спасибо за все, Петр Глебович!