Думать сердцем: актер Карэн Бадалов о съемках фильма по мотивам украинских провокаций

В кинотеатрах идет прокат фильма «Свидетель» режиссера Давида Дадунашвили. Он рассказывает о бельгийском скрипаче, который в начале спецоперации находился на гастролях на Украине. В одном из поселков музыкант стал свидетелем бесчеловечных преступлений. С этого момента он пытается донести правду до всего мира. Главную роль в фильме сыграл Карэн Бадалов. Актер рассказал «Вечерней Москве», как проходили съемки, поделился личными мыслями на главную тему ленты.

Думать сердцем: актер Карэн Бадалов о съемках фильма по мотивам украинских провокаций
© Вечерняя Москва

Драма показана глазами иностранца Даниэла Коэна — человека, который не понимает язык и мотивы окружающих. Изначально он не занимает ничью сторону, но переживает все происходящие события. Эту роль исполнил Карэн Бадалов. Его герой — бельгиец, который считает себя гражданином мира. О подготовке и сложностях, с которыми актер столкнулся на съемках, о своем отношении к российско-украинскому конфликту Карэн Карлосович честно рассказал в личной беседе.

— Карэн Карлосович, в фильме события происходят на Украине. А где были съемки?

— Это художественная лента, хоть и основанная на реальных событиях. Сценарист Сергей Волков бывал на Донбассе не раз и продолжает туда ездить, поэтому знает, о чем он пишет. Мы все — актеры и члены съемочной группы — смотрели документальные материалы о событиях на Украине, чтобы лучше понять происходящее. Но, поскольку фильм все-таки игровой, съемки проходили далеко от границы с Украиной: Киев мы снимали в Твери, а вымышленный поселок Семидвери — в Угличе. Там очень атмосферная местность и сохранились старинные дома. Часть съемок проходила в воинской части под Москвой. Съемочный период длился не очень долго — от момента, как мне предложили роль, до окончания работы прошло около полугода.

— Как готовились к этому образу?

— Я много читал, смотрел документальные кадры. Кроме того, была очень серьезная техническая подготовка. Мой персонаж — известный музыкант, скрипач с мировым именем. Поэтому мне требовалось освоить скрипку так, чтобы со стороны это не казалось совсем уж смешным. Конечно, в ключевых сценах меня заменяли дублеры. А еще это мой первый и, наверное, единственный фильм, где я по-русски говорю только одно слово: «Нет». Даниэл Коэн разговаривает на английском и французском, который я еще более или менее помню после Института стали и сплавов, в котором учился. А вот английский мне пришлось подтягивать. И на площадке со мной был человек, который помогал с произношением. Присутствовали на съемках и консультанты от Минобороны, которые оценивали, что похоже на правду, а что — совсем выпадает. В целом сложными периодами был как подготовительный, так и съемочный. Все в группе понимали, что мы делаем. Всем до одного было ясно, что в основе сценария кровавая трагедия в Буче! Поэтому члены группы относились к процессу крайне серьезно. Те люди, которые не хотели в этом участвовать, не участвовали.

О чем фильм «Девочка Нина и похитители пианино»

— Вы имеете в виду, что кто-то из актеров побоялся участвовать в столь патриотичном проекте, отказался от съемок?

— Да, и это естественно. В этом нет ничего особенного. Я думаю, кроме актеров, и часть технического персонала в съемочной группе не пошла на это, поэтому их и не было на проекте.

— Вы без колебаний согласились сыграть эту роль?

— Когда я прочитал сценарий, понял, что с актерской точки зрения мне было бы интересно поучаствовать в проекте. А с точки зрения человеческой у меня вопросов не было. Поэтому не было и сомнений.

— Вы любите живопись: до СВО часто ездили в Европу, посещали картинные галереи. Не боитесь, что после выхода фильма на вас наложат санкции и вы не сможете наслаждаться любимым Модильяни в Италии?

— Меня это совершенно не пугает. Если я попаду в когорту людей, которым запрещено выезжать за границу, буду счастлив. Для меня честь оказаться в такой компании.

Сценарист Сергей Волков: Украина тонет во лжи и лицемерии

— В фильме вы играете роль бельгийского скрипача, приехавшего на гастроли в Киев. Ваш герой считает себя гражданином мира, как и вы сам. Изменилось ли ваше отношение к этому понятию после начала спецоперации?

— Я до сих пор считаю себя гражданином мира. Мир ведь соткан из людей, природы и разных других вещей. Люди построили города, страны — и это прекрасно. А границы между ними говорят только о человеческой узколобости. Мы же не можем вдруг взять и отрезать вклад Европы в мировую культуру. Это было бы глупо. Говоря, что я человек мира, я имею в виду, что я человек мировой культуры, к которой относится и живопись, и литература, и философия, и музыка. А узость мышления всегда существовала и будет существовать. Я стараюсь не впадать в крайности, чтобы и самому не стать узко мыслящим человеком. Хотя иногда, конечно, заносит, но пытаюсь себя сдерживать.

— Что вы имеете в виду?

— Когда я вижу определенные кадры по телевидению или в интернете, вроде той же Бучи, и реакцию людей на происходящее, порой во мне просыпается ненависть. И в этот момент я пытаюсь от этой ненависти уйти к пониманию. Нельзя уподобляться тем, кто ненавидит. Это очень сложно, очень тяжело, почти невозможно. Но пытаться надо.

— Какими приемами пользуетесь, чтобы избежать ненависти к инакомыслящим?

— Особых приемов нет — я просто думаю и пытаюсь сопоставлять факты как с одной, так и с другой стороны. А еще с третьей, четвертой, пятой… Я общаюсь с людьми, которых уважаю и мнению которых доверяю. Их точка зрения важна для меня. С ними стараюсь взаимодействовать больше, чем с теми, кто устраивает эмоциональные выбросы, не думая, как это может сказаться на других. Актеры же — люди медийные. Но многие считают, что раз это актер, то, значит, он умный и образованный человек. Что неправда. Очень много актеров, кроме сценариев и пьес, в своей жизни ничего не читали. И когда такие люди начинают делать какие-то громкие заявления, то выглядят глупо. А сами они этого не понимают. А я стараюсь общаться с теми, кто умнее, образованнее и культурнее меня. Я выслушиваю их точку зрения, даже если в чем-то не согласен, и сопоставляю с фактами, которые мне известны. Здесь главное — думать. А делать это можно не только головой, но и сердцем, и душой.

Армия России сорвала попытку ВСУ окружить Работино

— Вы пытались переубедить или повлиять на «эмоционально реагирующих» близких людей, не разделяющих вашу принципиальную позицию?

— Я не пытаюсь никого переубеждать. И, к счастью, люди, с которыми я общаюсь, не пытаются переубеждать меня. У меня есть друзья и знакомые с противоположным мнением, назовем это так... Но при этом они не уехали из страны. Их дети тоже здесь живут и учатся. Да, они не согласны с многими вещами… Но для них это не повод бросать Родину, уезжать и поливать ее грязью. Наоборот: старайся здесь жить, работать и что-то менять. Не можешь изменить мир — измени хотя бы свой садик.

— Вы играли в фильме о событии, которое еще происходит. Как рассказывать о том, что через какое-то время может быть переосмыслено?

— Особых способов нет, потому что от главных вопросов уйти не получится. Один из таких, который мой персонаж задает антигерою, сыгранному Александром Дьяченко: «А как же совесть?» К слову, Саша сыграл великолепно. Если бы он сделал это, кривляясь, все просто бы посмеялись и все. А самое страшное, когда человек делает подобное достоверно. Так вот, вопрос о совести — это главный вопрос фильма, на который каждый отвечает посвоему. Что такое вообще совесть? В свое время мы с Петром Наумовичем Фоменко, моим учителем, репетировали пушкинского Бориса Годунова. Знаете, как Петр Наумович назвал суть происходящего в драме? Рак совести! Так и тут. Как человек живет с раком совести? Что такое бессовестные поступки? А совестливый человек — это кто? Весь фильм — попытка осмыслить это, приблизить, понять. Такой процесс очень сложный, и я убежден, что у меня не до конца получилось это сделать. Да и всегда, когда смотришь на свою работу, понимаешь, что можно было бы сыграть лучше.

— В начале Великой Отечественной войны режиссеры в спешке заканчивали картины о предвоенном периоде. После этого большая часть лент легла на полку, так как в разгар последовавших событий они уже были не актуальны. Что вы думаете о переписывании истории, переосмыслении свершившихся фактов?

В ДНР завершили расследование уголовного дела об убийстве Захарченко

— Посмотрите, что делают... Я читал, что в заявлении на годовщину бомбардировки Хиросимы и Нагасаки генсек ООН ни разу не упомянул о том, что бомбили мирные города американцы. При этом он намекнул, что русские планируют сделать что-то подобное, «безрассудно бряцая ядерным мечом». Что это, как не способ прикрыть свои грехи, переложив их на другого? Конечно, переосмысление будет. Мы сейчас многого не понимаем, живем эмоциями — от факта до факта. Я все равно далеко не проник в суть того, почему это началось и продолжается. В телеграм-канале я подписан на Александра Ходаковского, начальника Главного управления по Росгвардии ДНР. Он был на нашем спектакле «В одной абсолютно счастливой деревне». После этого мы с ним долго разговаривали.

Это очень умный человек! У него несколько образований: он историк и филолог. При этом спецназовец, воевал, многое видел. Крутой дядька! Но он «обременен интеллектом», и от этого ему сложнее. Так вот, он уверен, что если бы все жители ДНР были против переворота, случившегося в 2014 году, если бы все 5 миллионов вышли на улицы, то киевская власть, скорее всего, не решилась бы на военное вторжение. Но вышло-то от силы от 5 до 10 тысяч человек... Все остальные просто сидели дома и сочувствовали. Он сказал, что основная масса людей и сегодня просто ждет, что будет. Поэтому им легко подкинуть какие-то исторические факты, обмануть. Конечно, это будет сделано, более того, наверняка делается уже сейчас. Говорят, что правда всегда где-то посередине. Не знаю. Есть либо правда, либо неправда. А переосмысление точно будет.

— Не боитесь, что фильм утратит свою актуальность?

— Я мало чего боюсь. Боюсь, к примеру, за своих близких, за людей, которых люблю и уважаю. За них я могу переживать, а за себя нет. Согласитесь, все это уже было. И обязательно будет снова. Потому что человеческая природа не меняется. Меняются технологии: средства доставки, способы передвижения. Но суть человека одна и та же. Да, через некоторое время события дня сегодняшнего, возможно, будут трактоваться иначе. Но я в фильме отражаю свой нынешний взгляд, и он такой. Если со временем выяснится, что все было совсем не так, то я приму эту точку зрения. Но это не значит, что я поменяюсь и перебегу на другую сторону. Это не в моем характере.

— Что во время съемок далось сложнее всего?

— Сложнее всего далась скрипка. К сожалению, у меня нет музыкального образования, хотя слух и чувство ритма есть. А скрипка — очень сложный инструмент. Теперь, когда я вижу скрипачей в переходах, всегда даю им деньги. Я понимаю, какая это тяжелая и сложная работа, и что у них, скорее всего, не было детства. Со мной на съемках работал профессиональный музыкант, помогавший мне со скрипкой. Он сказал, что правая рука у меня практически профессиональная, а вот правильно действовать левой я так и не научился. До съемок полтора месяца работал над скрипкой и во время съемок продолжал это делать. В какие-то моменты меня все это ужасно бесило. Я хотел выкинуть и разломать инструмент! И в крайний — а в кино никогда не говорят «последний» — съемочный день все друг друга поздравили, накрыли стол, поставили закуску, напитки. И вдруг режиссер Давид Дадунашвили дарит мне эту скрипку! Теперь она всегда будет напоминать об этом непростом периоде в моей жизни. Не поверите, но я иногда прошу музыкантов в театре настроить ее. Сам настраивать не умею. Порой в своей гримерке я просто тихо правой рукой вожу по струнам. Так и не научился играть на скрипке и никогда не научусь, но это занятие меня успокаивает. Скрипка — фантастический инструмент!

Православный общественник сохраняет память о предках

— Давайте закончим наш разговор вопросом, ответ на который ваш герой искал на протяжении всего фильма: «Что такое совесть?»

— Это важное для русского человека понятие. Оно есть у Толстого, Чехова, у Достоевского. Но как его сформулировать? Это не про умение быть честным… Непротивление злу насилием? Тоже не то… Открытость к восприятию мира? Вряд ли… Возможность сказать человеку правду, осознавая, что будут последствия? Да, но тут еще и мужество примешано. Ведь можно быть совестливым человеком, но при этом не быть мужественным. Это нормально.

Правда, можно испугаться, не сказать что-то важное и жить всю жизнь с этим... Наверное, тот, кто с подобным живет, мучается и пытается отмолить свои грехи — это и есть совестливый человек. Человек, который способен забыть о том, что сделал, — для меня человек менее совестливый.

— Совесть без чувства вины невозможна?

— Да.

ДОСЬЕ

Карэн Бадалов — актер, лауреат Государственной премии РФ, заслуженный артист РФ. Родился 28 марта 1965 года в Москве. До поступления в ГИТИС окончил Московский институт стали и сплавов, по профессии не проработал ни дня. Занимался в студии при Театре пластической драмы Гердюса Мацкявичуса. В 1988 году поступил на режиссерский факультет ГИТИСа, в мастерскую Петра Фоменко. Работает в московском театре «Мастерская Петра Фоменко» со дня основания. С 2019 года — педагог актерского мастерства Института культуры и искусств (МГПУ), мастер курса. Лауреат театральных премий «Чайка» и «Золотой витязь», а также премии Москвы в области литературы и искусства в номинации «Театральное искусство» за роли в спектаклях «В гостях у барона Мюнхгаузена», «Король Лир» и «Египетские ночи». Сейчас в фильмографии артиста более 90 ролей.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Коллекционер (драма, 2001)Дальнобойщики (сериал, 2001–2012)Казус Кукоцкого (сериал, 2005)Золотой теленок (сериал, 2005)Елки-2 (комедия, 2011)Склифосовский (сериал, 2012)Война и мир. Начало романа (драма, 2017)Мафия. Игра на выживание (фантастика, 2005)Фото на память (ужасы, 2018)Сын отца народов (сериал, 2013)Право на счастье (мелодрама, 2007)Кремень (драма, 2007)Грозовые ворота (военная драма, 2006)Очарование зла (драма, 2010)Тяжелый песок (драма, 2008)Моя большая армянская свадьба (комедия, 2005)Волки и овцы (драма, 2004)Америка (комедия, 2010) и другие