Ни Барби, ни Оппенгеймер в традиционные ценности не вместились. Комментарий Георгия Бовта

Министерство культуры отказалось выпустить в прокат фильмы «Барби» и «Оппенгеймер» путем введения принудительного лицензирования, отметив, что эти картины не отвечают задачам «по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей».

Ни Барби, ни Оппенгеймер в традиционные ценности не вместились. Комментарий Георгия Бовта
© BFM.RU

Позицию Минкульта можно назвать предельно откровенной. В ответ на запрос депутата Владислава Даванкова, который, на минуточку, баллотируется на пост мэра Москвы и хотел, видимо, «хайпануть» на голливудских хитах перед лицом считающейся прогрессивной московской публики, из министерства культуры хмуро и решительно — почти как из прачечной — сформулировали свой ответ так, что его можно расшифровать одним емким и понятным словом: цензура. И теперь, в принципе, на усмотрение чиновников можно практически все что угодно из области культуры и искусства, произведенное за рубежом, особенно в так называемых недружественных странах, объявить «не отвечающим целям и задачам по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». И далее не заморачиваться аргументацией. Особенно если еще и всуе упомянуть «задачи, поставленные президентом».

При этом в письме ведомства отмечено, что российский прокат «насыщен» качественными отечественными премьерами. Упомянут, в частности, «Чебурашка», который стал самым кассовым фильмом в истории российского проката, а также некоторые другие. Действительно, где Барби и где Чебурашка. Особенно если не упоминать, что никаких конкурентов в прокате у «Чебурашки» просто не было.

Своим решением Минкульт в полном соответствии с перефразированной русской поговоркой «Одним махом двоих убивахом» запретил сразу два мировых кинохита. Комедия Греты Гервиг «Барби» с красавицей Марго Робби и Райаном Гослингом с начала июля уже собрала более миллиарда долларов, став самой кассовой картиной из тех, что сняла женщина. Гослинга россияне знают в том числе по оскароносному «Ла-Ла Ленду», который по счастливой случайности просто не успел попасть под цензурный каток скрепоносцев и защитников традиционных ценностей. Хотя теперь уже мог бы. Одновременно вышел совершенно иной по жанру и стилистике фильм «Оппенгеймер» Кристофера Нолана о создателе американского ядерного оружия. Его мировые сборы уже приблизились к 800 млн долларов. Так что весь мир идет не в ногу с нашими традиционными ценностями, получается. При том что ни в одной из двух картин нет никакой крамолы, которую успели запретить в России законодательно: ни тебе ЛГБТ, ни суицида, ни наркомании, ни оправдания экстремизма. Картина «Барби», несмотря на свое легкомысленное название, по мнению многих восторженных критиков, даже может вполне претендовать на легкую социальную сатиру и стилистически изящное разоблачение многих устоявшихся стереотипов и штампов. Там вполне угадывается даже критика общества потребления. Она скорее тоже за «традиционные ценности». Что касается картины автора многих блокбастеров Кристофера Нолана, то ее уже называют лучшей картиной этого режиссера. В ней главный герой, будучи далеким от полной душевной уравновешенности, все время мучается этическими вопросами, связанными с созданием атомного оружия. Кстати, было бы интересно посмотреть на аналогичный фильм, снятый на отечественном материале, — о судьбах и непростых решениях Курчатова и Сахарова, к примеру. На фоне Лаврентия Павловича. Но что-то не снимают пока. Зато в сентябре обещают выпустить комедию с Александрой Бортич «Я богиня», на рекламном плакате которого главная героиня, учительница-неудачница, прошедшая успешно какие-то курсы личностного роста, предстает стилизованной как раз под Барби. Интересно, как там будет раскрыта роль инфоцыганщины? Минкульт довольно долго наводил тень на плетень и не спешил развеивать ожидания зрителей, которые все-таки ожидали выхода двух картин в российский «параллельный прокат» еще в августе. И были уже какие-то даже подготовительные действия предприняты. Но чиновники все говорили, что, мол, к ним никаких заявок на прокат не поступало. Скорее всего, ждали отмашки сверху. Советовались со «старшими товарищами». Вспоминали, как одна яростная депутатка публично вообще призвала запретить к чертовой матери эту Барби как духовно чуждую. Ну и зачем потом чиновникам разгребать пыль от информационного шума, поднятого такими депутатами? Проще же запретить. Возможно, позиция Минкульта в основе своей носит еще и сугубо прагматичный характер. Бюрократам просто не захотелось возиться с созданием механизма принудительного лицензирования вопреки воле правообладателя. Мало ли потом как это аукнется ответственным лицам за пределами России. Вдруг по американским судам придется таскаться? Впрочем, это все не беда. Россияне, несомненно, посмотрят пиратские копии обоих фильмов. «Барби» уже занимает первое место по числу запросов на скачивание в рунете. Минкульт лишь сделал им лишний промоушен.