Самарский кинорежиссер Али Алыев: "Никто мне не закладывал в голову, как мне снимать"
— Али, расскажи немного о своих предыдущих проектах.
— За моей спиной комедийный веб-сериал "Джонатан Понд", который я снял в 19-20 лет. Сериал наполнен всеми постмодернистскими аспектами, которые могут быть, от цинизма до отсылок на поп-культуру. Полнометражный фильм "Не Забуду", хронометражем в 120 минут я снял в 22-23 года, этот фильм уже имел более драматический жанр и непростую структуру повествования. В "Не Забуду" мне удалось сыграть на двух плоскостях — фильм можно смотреть поверхностно, как сугубо жанровую картину, но также фильм задается философскими вопросами о смысле жизни, понятии свободы и выборе. Он доступен на YouTube.
— Были ли показы фильма и как публика встретила "Не забуду"?
— Было два показа в Самаре и два показа в Москве. Встретили горячо, с острыми дискуссиями. В Москве на втором показе мне вообще передали оскорбления на почве моей национальности. Мне это нравится, я люблю вызывать эмоции. В Самаре молодая аудитория приняла очень тепло, аудитория постарше не все поняла, но, когда я ответил на вопросы, поблагодарила за фильм и пожелала дальнейших успехов. Мне было важно одно, что я смог фильмом "Не Забуду", снятым за 30-50 тысяч рублей, замотивировать других молодых кинематографистов начать снимать или продолжать снимать. Возможно, у меня получилось снять полный метр, собрать свыше 200 тысяч просмотров, только потому, что мне какой-то дяденька или какая-то тетенька в свое время не сказала, что это "невозможно".
— У тебя нет культурного образования. Это тебе мешает или, наоборот, помогает? Как?
— Стэнли Кубрик, Кристофер Нолан, Стивен Спилберг, Роберт Родригес, Дэвид Финчер, Квентин Тарантино — что их всех объединяет? Отсутствие профильного кинематографического образования. Я перечислил, лишь тех, кто в первую секунду пришел в голову. Множество кинотитанов и легенд не имели и не имеют образования в сфере кино. Мне это помогает, потому что никто мне не закладывал в голову, как мне снимать, что мне можно делать, что мне делать нельзя. Я вижу этих академических режиссеров, снимающих по итогу рекламу йогуртов — в кино им места нет.
— Над чем ты работаешь сейчас?
— Этот проект называется "Полуночные Истории", наш с Никитой Малкиным авторский проект. Никита выступает на главных ролях и в качестве сценариста, креативного продюсера, ну и, собственно, полноценного, как и я, автора. Это будет антология короткометражных фильмов. Половина сценариев под моим авторством, половина под авторством Малкина, также два совместных сценария. Так что зрителей ждут интересные и непохожие друг на друга истории. Остальное все под секретом. Единственное, что могу сказать, — такого не было в России и СНГ, возможно, и во всем мире. Но лично я и вся моя команда аналогов "Полуночных историй" не видели. Жду, когда доставят технические нюансы, связанные со звуком, и в конце сентября стартуют съемки.
— У тебя большая команда? Это профессионалы или самоучки, как и ты?
— У меня есть мой верный кинобрат и моя опора — Никита Малкин, также основа моей команды — это около 20 человек. Кто-то профессионал, к примеру, мой оператор Максим Кирин, художник-постановщик Олеся Степанова, кто-то самоучки, которыми двигает энтузиазм. Это неважно, я ценю талант, а они все крайне талантливы. Даже в разы талантливее меня. Только не говорите им.
— Как и где ты собрал таких талантливых людей?
— Раньше искал сам, буквально самолично, искал паблики в стиле "Кастинги: Самара" и писал тем, кому подсказывала моя интуиция.
После локального успеха фильма "Не Забуду" актеры уже сами меня находили, и единицы из них попали в каст "Полуночных Историй". Выбирал по типажу, потому что шоурилов (визитных видео карточек) ни у кого не было, а так все основные актеры — это мои школьные приятели, у нас довольно талантливый выпуск был. Собственно, с Алексеем Логиновым, актером, я учился с начальной школы, а с Никитой Малкиным мы учились вместе уже в старших классах. Кирилл Акимов, актер, учился также в моей школе, но на год старше. Все эти люди очень талантливы, энергичны и невероятно способные. Можно сказать, что повезло. Оператора Максима Кирина я нашел через Youtube-канал, который посвящен кинотехнике, операторскому мастерству и режиссуре. Списались в комментариях и узнали, что мы оба из Самары. Далее он снял некоторые сцены в "Не Забуду" (как по мне — они являются самими красивыми по визуалу), а дальше он получил полный карт-бланш, мое доверие. И мы вместе с ним прорабатываем визуал предстоящих "Полуночных Историй". Если вкратце, то мне очень повезло с людьми, а, может, это у меня такой дар — видеть в других людях те таланты, которые они в себе еще не увидели, кто знает.
— В отличие от первого фильма, предстоящий кто-то финансирует?
— Как всегда, никто. Финансирую из своего кармана.
— Наверное, тяжело снимать кино в провинции без бюджета?
— Очень. Нет доступа к нормальному ренталу (аренда техники), очень долго приходится ждать всяких базовых аспектов по съемке из Москвы. Нет людей по звуку, только свадебные диджеи. Приходится самому изучать те сферы кино, в которые режиссеры обычно не влезают. Это мне в плюс, теперь меня никто не сможет обмануть или сказать, что что-то невозможно сделать. От написания сценария до саунд-дизайна и дубляжа — я прошел все эти этапы.
— Есть люди, которые помогают словом, а не делом?
— Да. Это Агентство социокультурных технологий, Игорь Федорович Жаткин и команда из ЦРК Художественный. Недавно запустили бесконечный кинофестиваль "Сделано здесь", и это я считаю революцией в региональном кинематографе. Игорь Федорович лично меня нашел и предложил мне показать "Не Забуду" в кинотеатре "Художественный" абсолютно бесплатно и безвозмездно. Он очень любит Русскую культуру и сердечно переживает за нее, делает все возможное для развития культуры нашего региона. Это сильно чувствуется, несмотря на его прирожденную интеллигентность и скромность. Игорь Федорович Жаткин — единственный, кто меня поддержал за шесть лет моей кинокарьеры.